Global Look Press

Бразилия начинает подсчитывать экономический эффект от проведения чемпионата мира по футболу. Газета The Financial Times отмечает, что на турнир в Бразилию приехали миллионы людей, однако не все приезжали поболеть за свои команды: государственное экспортное агентство Apex помогло местным производителям встретиться с более чем 2,3 тысячами бизнесменов из 103 стран мира, в результате чего, по оценке организации, были заключены сделки на 6 млрд долларов.

Это почти в два раза превышает затраты правительства на строительство стадионов и объектов инфраструктуры, оцениваемые в 8 млрд реалов, или 3,6 млрд долларов. Некоторые из этих стадионов едва ли смогут отбить вложенные в них средства - как, например, стадион в городе Манаусе, где нет ни одной футбольной команды из элитных дивизионов чемпионата страны.

В стране за четыре года правления президента Дилмы Руссефф было создано 4,8 млн новых рабочих мест, 15% из них - благодаря подготовке к ЧМ, свидетельствуют данные бразильского министерства туризма.

Кроме того, по данным исследования консалтингового агентства FGV Projetos и Папского католического университета Рио, в 2010-2014 годах объем дополнительной экономической активности, напрямую связанной с подготовкой к турниру, составил около 30 млрд реалов. Чемпионат прямо или косвенно добавил ВВП страны около 113 млрд реалов, а в государственные бюджеты всех уровней поступило дополнительно почти 59 млрд реалов, говорится в исследовании.

Однако на этом общем позитивном фоне случилось замедление деловой активности. Так, производство автомобилей в Бразилии упало на 33% в годовом выражении, а показатель за год может стать худшим с 1998 года. Футбол принес бизнесу и неудобства: многие бизнесмены весь последний месяц избегали загруженных аэропортов, а предприятия простаивали в связи с национальными выходными в дни игр сборной Бразилии.

Прогнозы роста ВВП страны тем временем не радуют: Центробанк ожидает прироста экономики на 1,07% в 2014 году и всего на 1,5% - в 2015 году. "Главный вопрос заключается в том, когда темпы экономического роста вернутся к более высоким показателям - в этом году или в следующем, или, может быть, к Олимпиаде 2016 года", - отметил экономист Itao Urbanico Илан Голдфайн.