Moscow-Live.ru

"Внешэкономбанк" (ВЭБ) практически прекратил финансирование большинства текущих проектов, сообщает Bloomberg со ссылкой на два источника, близких к госкорпорации.

ВЭБ, в недавнем прошлом финансировавший мегапроекты вроде Олимпиады в Сочи и тайную помощь союзникам Москвы на Украине, продает активы по бросовым ценам и нуждается в государственной поддержке, чтобы избежать дефолта, отмечает агентство.

Первым оказался пакет в 3,6% акций "Газпрома", которые ВЭБ продает газовому концерну за 132 миллиарда рублей. Это почти вдвое дешевле, чем купил несколько лет назад. Банк рассчитывает получить еще 18 млрд рублей от продажи 8,4% акций "Московской биржи".

Избавиться от более крупных активов будет сложнее. Например, новое руководство ВЭБа все еще ищет следы 8 млрд долларов, тайно вложенных в акции "Индустриального союза Донбасса". Некоторые из приобретенных на Донбассе заводов пострадали в ходе вооруженного конфликта. Госкорпорация еще не полностью списала потенциальные убытки по этим активам, не говоря уже о поиске потенциальных покупателей, сообщили агентству источники, близкие к ВЭБ.

Отметим, к числу "украинских кредитных рисков" ВЭБа относятся и 3 млрд долларов, выданные Януковичу в конце 2013 года и теперь ставшие предметом судебного спора Москвы и Киева.

По внутренней оценке, примерно треть баланса ВЭБа, а это до 1,5 триллиона рублей, составляют безнадежные "нереализованные убытки", которые банку, возможно, придется списать. Последние попытки найти альтернативные источники финансирования в Азии и на Ближнем Востоке пока не увенчались успехом.

Проблемы ВЭБа отражают трудности, с которыми сталкивается российская экономика в целом. В условиях международной изоляции и дефицита средств Кремлю все чаще приходится полагаться на собственные ограниченные ресурсы, чтобы оживить буксующую экономику.

Для спасения ВЭБа уже требуется больше, чем первоначально прогнозировавшиеся 1,3 трлн рублей (20 млрд долларов). Так, в этом году ВЭБу понадобится примерно 560 млрд рублей на погашение внешнего долга и других обязательств. Пропуск платежей грозит дефолтом, который может серьезно омрачить кредитную историю России, поскольку инвесторы и рейтинговые агентства считают ВЭБ де-факто государственным учреждением.

Чиновники уже задумались о сокращениях, которые могут оставить лишь тень от былого величия банка, рассказали агентству четыре источника, принимающие участие в обсуждениях. По словам одного из них, президент Путин признает, что другой альтернативы нет. Учитывая чувствительность вопроса, все источники Bloomberg предпочли сохранить анонимность.

Новое руководство ВЭБа сокращает около 20% персонала, отказывается от частных самолетов и лимузинов и замораживает ряд проектов, начатых в "тучные" годы, включая Российский фонд прямых инвестиций и финансирование малого бизнеса. В будущем госкорпорация, скорее всего, продаст дочерние банки "Глобэкс" и "Связь-банк", оздоровлением которых она занималась после финансового кризиса.

Кремль не ответил на запрос агентства о комментариях к готовящейся статье. Пресс-служба ВЭБа сообщила, что банк не замораживал свою инвестиционную деятельность, однако отказалась уточнить текущий объем инвестиций.

Напомним, госкорпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности ("Внешэкономбанк")" задумывалась как институт развития, но кредитование нерентабельных проектов превратило его в банк плохих долгов. Она также управляет пенсионными накоплениями.

С марта этого года в ВЭБе работает новая команда управленцев под руководством выходца из "Сбербанка" Сергея Горькова. По оценке нового руководства, до половины активов этой госкорпорации не приносят достаточного дохода и не покрываются фондированием. Новую стратегию руководство корпорации обещало представить к концу июня.

ВЭБ много лет сохранял баланс, занимая крупные суммы у иностранных банков, но после того, как ЕС и США ответили на присоединение Крыма в 2014 году наложением санкций, доступ ВЭБа к рынкам капитала намного сузился, а банк должен выплатить около 20 млрд долларов в иностранной валюте, в том числе около 3 млрд в текущем году.