Moscow-Live.ru

Власти РФ не могут позволить себе сохранить на текущем уровне высокие ставки страховых взносов, из-за которых бизнес вынужден уходить "в тень". По сути, альтернативы налоговому маневру, предложенному Минфином, нет. Если и дальше повышать ставки, то это убьет легальный бизнес.

По словам замминистра финансов России Владимира Колычева, министерство обеспокоено ростом "теневого" сектора российской экономики, который наблюдается последние годы. "Доля формальной занятости в структуре занятости внебюджетного сектора, которую мы наблюдали последние семь-восемь лет, снижалась примерно на 0,7% в год. Если мы предположим, что она так и будет дальше снижаться, это приведет к довольно существенным выпадающим доходам для бюджетной системы", - пояснил Колычев агентству "Прайм".

Причиной этого, по словам чиновника, являются высокие ставки страховых взносов, которые составляют сейчас 30% от фонда оплаты труда и делают неконкурентоспособным легальный бизнес.

При этом действующая система социального обеспечения остается разбалансированной. Это вынуждает власти снова принимать решение о повышении ставок, что, в свою очередь, еще больше провоцирует бизнес на использование "серых" зарплатных схем.

"Основная наша цель - выйти из этого порочного круга", - сказал замминистра.

В конце прошлого года власти уже принимали решение повысить взнос в ФОМС, что привело бы к повышению общего взноса с 2019 года до 30,8%, однако позже отказались от этого, также напомнил он. "Мы не находимся в равновесном положении. Нам просто для того, чтобы остаться на текущем уровне, надо какие-то меры принимать", - сказал замминистра.

В качестве такой меры Минфин предложил снизить совокупную ставку страховых взносов и перенести налоговую нагрузку на НДС - установив и те и другие ставки на уровне 22%. Такой уровень ставок, по словам замминистра, - "это баланс между нейтральностью для бюджетного сектора и соотношением положительных и негативных последствий для частного сектора".

Предлагаемый Минфином налоговый маневр со снижением ставки страховых взносов с 30% до 22% и повышением ставки НДС с 18% до 22% призван уравнятьконкурентные условия в экономике, затормозить процесс ухода бизнеса внеформальный сектор и, как следствие, сократить разбалансировкугосударственных страховых систем.

По словам Колычева, хотя в этом случае бюджет никаких дополнительных доходов не получит, нагрузка на частный сектор не поменяется и выиграет формальный сектор.

"Важный момент - выигрывает формальный сектор практически по всем отраслям. Единственные сектора, которые, по нашим расчетам, проигрывают - это строительство, и это негативное последствие как раз связано с тем, что там довольно высокая доля неформальных платежей заработных плат", - добавил замминистра.

Главной целью маневра, по его словам, является прекращение ухода бизнеса в "тень" и создание равных конкурентных условий для компаний, которые платят все налоги, и тех, кто этого не делает.

"Если серьезно зажимать административно, компании заставлять платить полностью, то велика вероятность, что те, кто раньше использовалинеформальные практики, будут неконкурентоспособны, будут вынуждены выходить с рынка с соответствующими негативными последствиями для экономики в целом. Поэтому переход от неформальных практик к формальным мы хотим смягчить. В этом весь смысл налогового маневра. Мы структурируем маневр так, чтобы негативных косвенных последствий было минимально, а позитивных максимально", - пояснил Колычев.

В целом говоря о том, какой масштаб обеления ожидает Минфин, он отметил, что даже для того, чтобы остаться по соотношению неформального и формального сектора на текущем уровне, надо предпринимать какие-то меры, чтобы тенденция эта не усугублялась, отмечает "Интерфакс". "Приведет ли маневр к тому, что обелится или нет, мы считаем, что создаются условия для того, чтобы этому способствовать", - отметил замминистра.

По оценке Минфина, общий объем доходов населения в неформальном секторе экономики РФ в 2016 году составлял около шести триллионов рублей и примерно еще столько же российские работники получили в прошлом году через "серые" зарплатные схемы без уплаты налогов и страховых взносов.