Генеральная прокуратура РФ не заключала двусторонних договоров с Hewlett-Packard на поставку оргтехники и не имела прямых финансовых отношений с этой компанией, заявила "Интерфаксу" советник полпреда президента в Южном федеральном округе Наталья Вишнякова. В 2002-2006 годах Вишнякова была официальным представителем Генпрокуратуры РФ.
"Двусторонних договоров между Генпрокуратурой и поставщиками оборудования не заключалось, это было трехстороннее соглашение, в котором участвовал один из крупных российских банков. Генпрокуратура в данном случае выступала лишь как товарополучатель", - отметила Вишнякова.
В 2002-2003 годах правительство России приняло решение о компьютеризации правоохранительных органов, включая Генеральную прокуратуру, МВД и т.д. Поставка оборудования для этой программы шла по линии так называемых связанных кредитов, и по ее словам, "ни одна правоохранительная структура напрямую этими средствами распоряжаться не могла".
Конкурс по определению компании-поставщика также проводился не Генпрокуратурой, а специальным органом, имеющим право на внешнеэкономическую деятельность, сказала она. "Hewlett-Packard" был выбран, поскольку предложение компании оказалось наиболее привлекательным.
"Насколько я помню, "Hewlett-Packard" предлагала комплексное решение проекта, тогда как другие поставщики предлагали поставить исключительно "железо", - отметила Вишнякова. - Выполнение контракта осуществлялось под пристальным контролем государственных органов, в том числе бывшего Минэкономразвития и Минфина РФ, и каждый шаг жесточайшим образом отслеживался".
По данным Вишняковой, несколько лет как сам контракт, так и поставки, производимые в его исполнение, неоднократно проверялись Счетной палатой и другими органами.
Генпрокуратура России получила запрос от правоохранительных органов ФРГ о правовой помощи по уголовному делу и проведению обыска в московском офисе Hewlett-Packard. Запрос содержал просьбу о проведении обыска и изъятии документов в офисе компании ЗАО "Hewlett-Packard AO" в Москве.
Уголовное дело расследует прокуратура Дрездена, в связи с чем в СКП сообщили, что обыски в основном офисе представительства компании Hewlett-Packard провели в рамках исполнения международного поручения о правовой помощи из Германии.
Ранее Министерство юстиции и Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) США объявило о подключении к расследованию российских и германских властей в отношении российского представительства Hewlett-Packard, которое подозревается в даче взяток при заключении контрактов с госструктурами.
Как пишет The Wall Street Journal со ссылкой на информированныеисточники, американские следователи проверяют соблюдение HP закона США оборьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности (Foreign Corrupt Practices Act, FCPA), который запрещает американским компаниям давать взятки государственным чиновникам в любых странах мира.
Министерство юстиции может возбуждать уголовные дела против компаний и физических лиц, нарушивших FCPA, в то время как SEC возбуждает гражданско-правовые разбирательства и накладывает административные санкции.
Представитель головного офиса HP в США в четверг вечером заявила, что компания "всецело оказывает содействия по этому вопросу властям США и Германии".
Сделка по поставке оборудования, вызвавшая вопросы у германских правоохранителей, датируется 1 августа 2003 года, когда HP подписала контракт с Генпрокуратурой. Подпись на контракте с российской стороны на документе неразборчива, а HP отказывается называть имя подписавшего контракт чиновника, пишет WSJ.
Германская прокуратура проверяет возможность того, что менеджеры HP заплатили около 8 млн евро в форме взяток, чтобы выиграть контракт на 35 млн евро с российской Генпрокуратурой на поставку компьютерных систем защищенной передачи данных. По делу проходит 9 человек, расследование связано с событиями семилетней давности, в даче взяток подозревается ряд сотрудников, большинство из которых уже не работает в HP.
Германские прокуроры полагают, что взятки оформлялись через сеть счетов и подставных компаний в США, Великобритании, Австрии, Швейцарии, Виргинских островах, Белизе, Новой Зеландии, Латвии и Литве.