В начале текущей недели ряд средств массовой информации сообщил о том, что правоохранительные органы Турции арестовали некоторых должностных лиц энергетического ведомства этой страны. Одним из арестованных чиновников стал глава турецкой фирмы Turkish Electricity Production & Transmission. Пресса сообщала, что он подозревается в финансовых махинациях по проекту "Голубой поток". Подобные утверждения ставят по сомнение реализацию крупного коммерческого проекта ОАО "Газпром".
Как известно, данный проект существует с декабря 1997 года и осуществляется на основании межправительственного российско-турецкого соглашения о поставках российского природного газа в Турцию. По идее, отечественный газ будет поставляться на границу турецкой территории в районе города Самсун. Труба пройдет по суше (370 км) и по морскому дну (400 км). Строительство газопровода ведется Россией совместно с итальянским концерном ENI, являющимся стратегическим партнером"Газпрома". Для реализации проекта "Голубой поток" ОАО "Газпром"подписал кредитные соглашения с зарубежными банками на сумму в 1,8 млрд. долларов. Итальянцы вкладывают в проект около 900 млн. долларов.Поставки российского газа в Турцию в объеме 16 млрд. куб. метров, по плану, начнутся уже в текущем году.
Сегодня со стороны правления российского газового монополиста последовали успокоительные заверения. Как сообщает "Эхо Москвы" со ссылкой на "Интерфакс", член правления ОАО "Газпром" Юрий Комаров заявил сегодня, что скандал вокруг проекта "Голубой поток" не повлияет на сроки его реализации. По его словам, компания Turkish Electricity Production & Transmission "не имеет отношения к проекту строительства газопровода". "Она является лишь потребителем газа, однако не имеет коммерческих связей с "Газпромом", пояснил Юрий Комаров. Возникшая стуация не должна воспрепятствовать реализации проекта, так как, по словам Комарова, Турция заинтересована в поставках российского газа для покрытия растущих потребностей своего рынка.
Между тем, строительство газотранспортной системы на территории Турции осуществляется турецкой стороной и не входит в обязательства "Газпрома".