pro-volgograd.ru

Закон "О микрофинансовой деятельности" подписан президентом Дмитрием Медведевым 2 июля и должен вступить в силу в начале 2011 года. До сих пор законность функционирования небольших контор, которые предлагают всем желающим моментальные кредиты практически без документов и залога, держалась на одном-единственном письме Центробанка РФ, напоминает "Время новостей".

Документ признавал их деятельность небанковской, тем самым освобождая от необходимости получать банковскую лицензию и отвечать требованиям законодательства о банках.

К началу 2010 года, по данным НАУМИР, в стране действовало примерно 2,5 тысяч небанковских институтов микрофинансирования. Примерно на три четверти этот рынок сформирован за счет кредитных кооперативов. Остальные называют себя микрофинансовыми организациями (МФО). Общий объем кредитного портфеля всех микрофинансовых институтов оценивается сейчас в 22,7 млрд рублей.

Средний размер займа составляет 4,2 тысячи долларов. Риск просрочки с погашением кредита сопоставим с банковским сектором и имеет тенденцию к дальнейшему снижению.

По оценкам экспертов, к концу года пройдут официальную регистрацию и начнут действовать в рамках нового закона примерно 450 небанковских структур, которые соответствуют установленным законом признакам МФО.

МФО, которые пожелают работать в рамках нового закона, получат административную защиту от претензий в незаконной банковской деятельности со стороны многочисленных контролирующих органов, повысят свои шансы на привлечение новых средств, смогут воспользоваться всеми преимуществами, созданными для малого бизнеса. Не пожелавшие работать по закону окажутся в полной власти правоохранительных органов.

Одно из главных преимуществ МФО перед традиционными банками в том, что современное ростовщичество, по словам президента Национальной ассоциации участников микрофинансового рынка (НАУМИР) Михаила Мамуты, является "более мобильным и более гибким инструментом, способным оказывать финансовые услуги в небольших населенных пунктах и в сельской местности".

А основной причиной "мобильности и гибкости" МФО было, пожалуй, то, что, по признанию Михаила Мамуты, "в этой зоне никакой защиты прав потребителей до принятия закона не существовало".

Закон вводит определенные рамки, за пределы которых официальные МФО не смогут безнаказанно выходить: например, стандартные условия предоставления кредитов должны быть открытыми и доступными для всех потенциальных клиентов, запрещено требовать с клиентов комиссии и прочие скрытые сборы, не предусмотренные договором, а условия кредитного соглашения не могут быть изменены в одностороннем порядке.