Архив NTVRU.com

Министры стран - членов ОПЕК договорились, что сократят добычу с 1 января 2002 года на 1,5 млн. баррелей в сутки. Но только в том случае, если не входящие в эту организацию государства урежут свой экспорт на 500 000 баррелей. Пока что получено согласие максимум на 200 000 - 250 000 баррелей, 30 000 из которых приходится на долю России.

О том, удастся ли картелю договориться с независимыми экспортерами, опросила экспертов газета "Ведомости". Мнения экспертов диаметрально расходятся, отражая всю сложность ситуации.

Так, вице-президент "ЛУКойла" Леонид Федун считает, что Россия "должна координировать свою внешнеэкономическую деятельность с крупнейшими производителями нефти". Он согласен с оценкой ОПЕК, где ситуацию на рынке прямо называют "кризисной" - хуже, чем в 1998 году. Правительство должно договориться с другими странами, а нефтяные компании - координированно подчиниться, считает он.

Исполнительный директор Союза нефтеэкспортеров России Евгений Самойлов также полагает, что "экспорт урежут все", потому что "рынок надо спасать". "Лучше чем-то поступиться сейчас, но затем выиграть, чем упустить рынок и больше средств вложить потом в его стабилизацию" - сказал он. С Россией ОПЕК договорится без труда, а основной задачей переговорщиков картеля станут увещевания Мексики и Норвегии.

В то же время целый ряд экспертов высказывают сомнения в том, что Россия пойдет на поводу Организации стран - экспортеров нефти и подозревают, что к новому году российская добыча даже увеличится. "В таких условиях ценовая война является возможным, хотя и не неизбежным сценарием", - отмечает аналитик Дмитрий Авдеев.

Более пессимистичен в своих прогнозах Михаил Сагалов, вице-президент холдинга "Металлоинвест", который высказал мнение, что "значительного сокращения нефтедобычи, по-видимому, не произойдет ни с той, ни с другой стороны", а "последние решения ОПЕК, увязывающие снижение объемов добычи стран-членов с сокращением экспорта других стран, создают опасный прецедент". Тем более что западные страны заинтересованы в любом возможном снижении цен на нефть, "желающих поиграть на противоречиях среди стран-нефтеэкспортеров будет предостаточно", предупреждает он.