Global Look Press

План Франции и Германии по созданию руководства еврозоны для укрепления экономического правления валютного союза и отказ от более фундаментальных шагов на пути к преобразованию зоны в федеральное целое, которое бы выпускало собственные облигации, разочаровывает инвесторов, жаждущих более радикального урегулирования кризиса еврозоны, пишет InoPressa.ru со ссылкой на The Wall Street Journal.

Котировки американских акций сначала повысились, когда инвесторы увидели признаки расширения сотрудничества в зоне евро, но упали после того, как президент Франции Саркози заявил, что увеличение объемов фонда еврозоны для поддержания более слабых государств не планируется.

"Мы не можем решить проблемы одним махом, - сказала журналистам канцлер Германии Меркель после встречи с Саркози. - То, что мы предлагаем, позволит нам возвращать уверенность шаг за шагом".

"Между тем, что нужно рынкам, и тем, что могут предложить политики, остается существенное расхождение", - отметил Жак Кайу, главный европейский экономист Royal Bank of Scotland, предсказывая новую напряженность на рынках.

Некоторые политики и экономисты утверждают, что пришло время изменить архитектуру зоны евро и ускорить движение к более глубокой финансовой интеграции путем создания единой организации, которая бы выпускала облигации на уровне зоны евро и сохраняла бы жесткую привязку к национальным финансам. Организация являлась бы для ЕЦБ тем же, чем для ФРС США является американское казначейство", - пишет издание.

Саркози и Меркель заявили о своем убеждении, что зона евро должна двигаться к более глубокой интеграции, но добавили, что вводить облигации зоны евро еще слишком рано. Саркози отметил, что такой шаг может "увенчать" процесс интеграции, но не лечь в его основу.

Евро – это политический проект

Между тем известный словацкий политик Леос Росек в блоге WSJ пишет о возможности развала зоны евро по тому же сценарию, что развалилась зона советского рубля. "Вы помните Совет экономической взаимопомощи, или СЭВ, ответ бывшего советского блока на создание западной Организации европейского экономического сотрудничества?" - пишет Леос Росек.

"Неудивительно, что вы не помните. СЭВ развалился в январе 1991 года - менее чем за год до распада Советского Союза, хозяина восточного блока", - отмечает автор.

Словакия, бывший член СЭВ, присоединилась к зоне евро в 2009 году первой из бывших коммунистических государств Центральной Европы. Теперь некоторые словацкие политики беспокоятся о будущем проблемной зоны евро.

Йозеф Коллар, один из видных словацких политиков, даже провел параллели между нынешними долговыми проблемами валютного клуба и давно исчезнувшей торговой ассоциацией плохо функционирующих государственных экономик на советской орбите.

"Евро - это политический проект, но он не должен игнорировать экономических принципов, иначе он уйдет в прошлое, как СЭВ 20 лет назад", - заявил в интервью Коллар, бывший банкир, ставший политиком и главой бюджетного комитета словацкого парламента.

"Время расплаты придет рано или поздно, - утверждает Коллар, партия которого является одним из четырех членов правящего коалиционного правительства Словакии. - Греция слишком долго жила не по средствам".

"Евро нужны правила по управлению банкротствами и даже по выходу из зоны евро", - добавил он.

Страны бывшего СССР стали печатать свои деньги, столкнувшись с трудностями

Tages Anzeiger публикует статью Тобиаса Штрауманна, эксперта по экономической истории из Цюрихского университета, посвященную сценарию раскола зоны евро.

Американский эксперт Барри Айхенгрин, занимающийся историей экономики, пришел к выводу, что коллапс еврозоны приведет к катастрофическим последствиям.

"Сейчас, когда возникла вероятность распада еврозоны - по прогнозу экономиста Нуриэля Рубини, это произойдет через 5 лет, - эксперты начали искать примеры развалившихся валютных союзов и нашли их. Интерес представляют случаи Австро-Венгрии после Первой мировой войны, Югославии, Советского Союза и Чехословакии 90-х годов", - пишет Тобиас Штрауманн.

Самый интересный пример - развал рублевой зоны в 1992-1993 годах. Изначально государства, отделившиеся от Советского Союза, сохранили рублевую валюту. Однако различия в финансовой политике вскоре привели к напряженной ситуации.

В то время как государства Балтии справлялись с бюджетом, Грузия и Украина испытывали острый дефицит, и так как у них тогда еще не было выхода на международные рынки капитала, они начали печатать собственные банкноты, что вскоре привело к высокой инфляции. После этого другие страны начали вводить новую валюту, и рублевая зона раскололась, говорится в статье.

Рублевую зону, конечно, нельзя напрямую сравнивать с еврозоной. Развал зоны евро повлечет за собой банковский кризис, тогда как прекращение существования рублевой зоны не спровоцировало финансового кризиса.

Однако интересно взглянуть на этот исторический эпизод 1992-1993 годов, который показывает, что отдельные страны могут однажды начать выпускать собственные банкноты, когда не видят другого выхода. До сих пор считалось, что Греция хотя бы по техническим причинам уже никогда не сможет ввести драхму. Получается, что это не так и в Афинах все возможно, пишет издание.