Госдума может рассмотреть постановление об отставке главы Минздравсоцразвития РФ Михаила Зурабова в начале марта, сообщил спикер нижней палаты парламента Борис Грызлов.
Спикер Думы пояснил, почему откладывается рассмотрение этого вопроса: "Мы подробно обсудили это постановление и приняли решение, что, дабы не нарушать регламент, оно должно пройти обычную процедуру - обсуждено на комитете по труду и социальной политике и лишь затем внесено на рассмотрение Совета Думы".
Как сообщает РИА "Новости", проект постановления был внесен депутатом Госдумы Борисом Резниковым. Документ обсуждался в четверг на заседании Совета Думы.
Министр Зурабов - главный автор закона N122 о монетизации льгот, который вызвал в России бурю социального протеста. Многие обозреватели считают, что отставка Зурабова - разумный компромисс между требованиями отставки всего правительства и желанием "оставить все как есть".
Один из проектов закона давал гражданам право самим выбирать между натуральными льготами и ежемесячными денежными компенсациями. Однако возобладал иной подход, и в Госдуму в конце мая прошлого года был внесен законопроект, не предполагающий права выбора.
Уже во время предварительного обсуждения правительство под давлением депутатов и льготников начало вносить в проект первые изменения. В частности, было решено сохранить три льготы: право бесплатно получать лекарства, ездить на электричке и лечиться в санаториях.
Поскольку времени просчитать, какому количеству населения и в какой степени нужен этот "новый соцпакет", у чиновников не было, в 2005 году его насильно навязали всем льготникам: вне зависимости от того, пользуется инвалид или ветеран этими тремя услугами или нет, из его компенсации ежемесячно вычитается 450 руб. Иначе говоря, за проездной на электричку должен ежемесячно платить даже не покидающий квартиры инвалид. Добровольным приобретение соцпакета станет лишь с 2006 года.
Впрочем, куда более острой проблемой для льготников стала произошедшая 1 января отмена бесплатного проезда на общественном транспорте. Автобусные и троллейбусные парки, трамвайные депо и метрополитены находятся в разной собственности - региональной, муниципальной, частной. Поэтому ввести единые для всей страны проездные на общественный транспорт невозможно. Не найдя решения проблемы до наступления нового года, центр оставил его на усмотрение регионов. В результате одни (Санкт-Петербург) бесплатный проезд отменили, другие (Москва) оставили, но только для своих льготников.
Многотысячные митинги заставили региональные власти восстановить бесплатный проезд, введя льготные проездные билеты на все виды общественного транспорта. Цену проездного устанавливают губернаторы. Минфин обещает доплачивать региону 30% от стоимости каждого проездного, проданного федеральным льготникам. Это будет стоить федеральному бюджету, по подсчетам министра финансов Кудрина, 3-5 миллиардов рублей в год.
Кроме того, льготников разделили на федеральных и региональных. На содержании федерального бюджета остались инвалиды, ветераны, чернобыльцы, блокадники и др. Регионы опекают тружеников тыла, ветеранов труда и репрессированных. Региональные компенсации составляют в среднем 200-300 рублей в месяц. Это значительно ниже, чем у федеральных льготников, получающих от 500 до 2000 рублей. Это обстоятельство уже вызвало недовольство многих ветеранов труда и тружеников тыла, добивающихся единых условий соцобеспечения. Ситуация неравенства усугубляется еще и тем, что граничащие между собой регионы во многих случаях предложили населению разные наборы льгот или размеры выплат.
Часть экспертов считает закон, сам по себе очень спорный, своеобразной "миной" под Федерацию. Лишь некоторые региональные начальники посмели выразить свое недовольство реформой по разграничению полномочий центра и субъектов Федерации и монетизацией льгот. Сначала это был волгоградский губернатор Николай Максюта, попросивший на заседании Госсовета "просчитать социальные последствия" такого решения и получше разъяснить народу, в чем его суть. Потом появилось коллективное письмо 11 дальневосточных губернаторов, адресованное Путину. В нем говорилось, что реформа нарушает Конституцию России, потому что федеральная власть отказывается от своих социальных обязательств, а регионам, чтобы их выполнить, не хватает 23 миллиардов рублей.
Полностью монетизировали льготы только четыре региона: Вологодская, Тверская, Пензенская области и Татария. 16 регионов, среди них Красноярский край, Северная Осетия, Хакасия, Дагестан, Ханты-Мансийский автономный округ, Калининградская и Новгородская области, оставили прежнюю систему натуральных льгот. Большинство же губернаторов не решились на эти крайние варианты и ввели с 1 января смешанную форму социальной поддержки населения, предусматривающую как льготы, так и компенсации.