Вести

Проект поправок в законы "О банках и банковской деятельности" и "О Центральном банке РФ", который вскоре будет внесен в правительство, анализирует "Коммерсант". Законопроект существенно расширяет возможности ЦБ по надзору за деятельностью банковских групп и банковских холдингов.

По сравнению с действующим законодательством проект меняет сами эти понятия. Так, банковской группой будут считаться банки, подконтрольные одному лицу, а также группа компаний, контролируемых банком. Банковским холдингом по проекту будет считаться не любое объединение, включающее банк (под нынешнее определение можно подвести, например, ОАО "Газпром" и Газпромбанк), а только холдинг, занимающийся в основном банковской деятельностью.

ЦБ сможет устанавливать обязательные нормативы не только для групп, как сейчас, но и для холдингов, а также требовать со всех подробную консолидированную отчетность и проводить проверки. Кроме того, проект позволит Центробанку выявлять, кто на кого в группе или холдинге оказывает существенное влияние и осуществляет косвенный контроль, в том числе через родственников.

На 1 апреля 2006 года в России насчитывалось 30 банковских групп и 191 консолидированная группа с преобладающей финансовой деятельностью. Банковское сообщество считает, что проект прежде всего направлен против отмывочных операций. Банкиры признают, что ЦБ уже сейчас активно проводит проверки подозрительных банков, даже очень крупных.

Для операций по обналичиванию средств, по словам экспертов, часто покупаются мелкие региональные банки, находящиеся на грани отзыва лицензии, а после краха место такого банка его место тотчас занимает другой. В случае масштабного раскрытия данных, которое предлагает ЦБ, регулятор увидит все схемы - от выполнения четких предписаний, что и как включать в консолидированную отчетность, банки уклониться не смогут.

Ужесточение правил требует от банковской группы отражения в отчетности приобретенных акций или долей других компаний. Расширение параметров, по мнению экспертов, сделает более успешной борьбу с манипулированием банковскими активами.

Схемы вывода активов из банков особенно часто использовались во время кризиса 2004 года. Для этого приобретались неликвидные векселя и выдавались заведомо невозвратные кредиты. Активы, в частности, были выведены из трех обанкротившихся банков - Содбизнесбанка, "Кредиттраста" и "Национального капитала". Все три, как позже выяснилось, принадлежали одному владельцу - Александру Слесареву, застреленному осенью 2005 года.

Сейчас, по рассказам специалистов, банки продолжают использовать старые схемы вывода активов. Например, по сговору между взаимосвязанными лицами выдается невозвратный кредит под переоцененный залог, после чего деньги переводятся в небанковские компании, включая офшорные. Расширение полномочий ЦБ повысит эффективность выявления таких схем.