328 млрд наличных евро выпустил в оборот Федеральный банк за последние семь лет. Оценить размер этой суммы сложно, но доступно специалистам – одним из которых является бывший берлинский сенатор по финансам Тило Саррацин. Он возглавляет в правлении Федерального банка отдел по вопросам наличных денег.
Саррацин выпустил исследование "Немцы и их отношение к различным платежным средствам". В этом монументальном труде, основываясь на репрезентативных опросах 2272 совершеннолетних жителей страны, которые под наблюдением специалистов в течение недели скрупулезно записывали все свои расходы, подсчитано, сколько денег лежит в каждом немецком кошельке, пишет сайт "Русская Германия" .
Среднестатистический житель Германии имеет в кармане 118 евро наличными, из них 6,70 – монетами. В 82,5% случаев именно наличные он предпочитает для оплаты товаров и услуг, при посещении предприятий общественного питания – в 96% случаев. Все по той же "средней статистике", у жителя Германии есть минимум одна дебетовая банковская карта, но расплачивается он ею всего в 11,9% случаев. А если имеется кредитная карта, то на нее приходится лишь 1,4% транзакций.
Эти и некоторые другие цифры (было проанализировано 25 тысяч транзакций на общую сумму 700 тысяч евро) позволили эксперту сделать два научных вывода. Первый лежит в области психологии и гласит: наличные деньги остаются основным платежным средством в Германии и останутся таковым в ближайшие 30–40 лет, поскольку "немцы ценят в монетах и купюрах надежность, простоту в обращении и анонимность", а также "демонстрируют приверженность традициям и определенный страх перед инновациями". "Рано записывать наличные в реликты каменного века", – заявил Саррацин.
Второе важное открытие бывшего берлинского сенатора должно заинтересовать борцов с криминалом. Всего 31 млрд евро необходим для осуществления всех повседневных выплат в Германии – из упомянутых выше 328 млрд. Где находятся все остальные деньги, Федеральному банку неизвестно. Однако Тило Саррацин уверен, что около 75-80 млрд евро утекло из Германии за границу. Остальные же деньги, считает он, в лучшем случае лежат в копилках немцев, а в худшем – используются "в неформальном секторе".
Под неформальным сектором надо понимать теневую экономику, к проявлениям которой Саррацин относит оплату работы "по-черному": "Один заплатил без квитанции садовнику, другой – уборщице, третий – маляру, и вот уже миллиарды проходят мимо финансового ведомства", - говорит он. По мнению финансиста, рост количества не обложенных налогами транзакций (а это увеличение, как удалось подсчитать, вдвое за последние десять лет) свидетельствует о "криминализации всего немецкого общества". Таким образом, потенциальными преступниками Тило Саррацин объявил население поголовно, заключает "Русская Германия".