НТВ

Россия вслед за Казахстаном накануне предложила заменить доллар новой мировой резервной валютой и поручить ее эмиссию международным финансовым институтам. Эти предложения лондонскому саммиту G-20 опубликованы в понедельник на официальном сайте президента России Дмитрия Медведева. При этом российские чиновники продолжают публично сомневаться в устойчивости доллара. По мнению экспертов, Москва играет не столько против доллара, сколько в пользу рубля, претендующего на роль региональной резервной валюты, пишет РБК daily. В то же время некоторые СМИ утверждают, что на встрече глав Минфинов и ЦБ в минувшую субботу в Великобритании большая часть инициатив РФ уже была мягко проигнорирована.

- Окончательная версия "Предложений" стала больше и жестче
- Москва не очень рассчитывает на выступление Медведева в Лондоне
- Эксперты: предложения Москвы далеки от реальности

Большинство стран держат международные резервы в иностранных валютах и хотят быть уверены в их надежности, пишет РБК daily. Поэтому назревшую реформу международной валютно-финансовой системы Россия предлагает начать с исследования нескольких сценариев. А именно расширения перечня резервных валют на базе развития региональных финансовых центров и создания наднациональной резервной валюты, эмитируемой международными финансовыми институтами (например, наделения SDR - расчетной единицы МВФ - статусом всемирной "суперрезервной" валюты).

Напомним, в начале года наделить SDR таким статусом публично предложил международный финансовый спекулянт Джордж Сорос, от заявлений которого государства обычно дистанцируются. А предложение заменить доллар новой всемирной резервной валютой, эмиссия которой находилась бы под международным контролем, на прошлой неделе выдвинул президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на Евразийском экономическом форуме в Астане. Советник президента России Аркадий Дворкович в последний момент отменил свой визит в Астану, что было истолковано как нежелание поддерживать идею Назарбаева.

Похоже, позиция Кремля ближе к позиции Джорджа Сороса. Накануне в интервью телеканалу "Вести" Аркадий Дворкович пояснил, что Москва не предлагает заменить все валюты одной, но инициирует дискуссию на тему "развития, например, валюты МВФ как основной резервной валюты мира". Глава комитета Госдумы по экономической политике Евгений Федоров усматривает в этом атаку на доллар.

"Фактически предлагается заменить доллар, эмитируемый США, на валюту, выпускаемую всеми ведущими государствами мира. Это будет не доллар, а валюта, в которой будет и рубль, и иена, и евро, и частично сам доллар", - предположил Федоров. По его словам, после преодоления финансовой монополии США в мире появится несколько региональных резервных валют, среди которых будет и рубль. В очередной раз усомнился в стабильности доллара и министр финансов Алексей Кудрин: он в течение двух-трех лет ждет снижения курса, однако не уточнив, по отношению к чему. При этом Кудрин оговорился, что падение доллара в любом случае не будет таким резким и сильным, как падение рубля.

Эксперты сомневаются, что создание новой мировой резервной валюты возможно в обозримом будущем. Об этом, в частности, заявили РБК daily нобелевские лауреаты по экономике Роберт Манделл и Эдмунд Фелпс. По мнению аналитика МДМ-банка Николая Кащеева, гораздо реальнее сделать новой резервной валютой старую, то есть доллар США, если они, конечно, поступятся частью своего финансового суверенитета и будут готовы снабжать страны деньгами независимо от качества своих отношений с ними.

Как бы там ни было, голоса в пользу региональных резервных валют дают рублю шанс стать одной из них даже в условиях кризиса, считает издание. Рубль уже используется в расчетах России с Белоруссией, обсуждается этот вопрос с другими членами ЕврАзЭС. Впрочем, у последних свои амбиции: так, Нурсултан Назарбаев настаивает на наднациональной эмиссии.

Окончательная версия "Предложений" стала больше и жестче

По данным издания "Коммерсант", первая версия российских "Предложений" была неофициально разослана по дипломатическим каналам в конце февраля 2009 года, в том числе для обсуждения на встрече глав минфинов и ЦБ стран G20, состоявшейся 13-14 марта в британском Хоршеме, однако в отличие от казначейств США и Великобритании инициативы России преданы гласности уже после этого мероприятия. Тезисы документа, по данным газеты, обсуждались главой МИД РФ Сергеем Лавровым с заместителем главы МИД Великобритании Марком Маллоком-Брауном 13 марта.

После финансовой встречи G20 окончательная версия "Предложений" стала больше и жестче февральского варианта. Так, фигурировавшие и в ранних вариантах предложения о выработке единых стандартов бюджетной политики стран G20 превратились в формулировку "страны должны принять на себя обязательства руководствоваться международными правилами макроэкономической и финансовой дисциплины".

Документ в целом построен на обычной для внешней политики РФ последних лет идее борьбы с однополярностью в мировой политике, переложенной на принципы финансового регулирования: документ развивает одновременно идею создания "региональных финансовых центров" (одним из которых, очевидно, должна быть Москва) и формирования общих наднациональных принципов регулирования финансовых рынков и в определенной степени - экономической политики на принципах "демократичности и равномерной ответственности за принятие решений".

Москва не очень рассчитывает на выступление Медведева в Лондоне

Наиболее яркой инициативой "Предложений" стала инициатива о создании мировой "наднациональной", или же "суперрезервной", валюты, призванной, исходя из логики текста, стать резервной валютой для центробанков и эмиссионных институтов всех стран G20, в том числе эмитентов нынешних резервных валют - доллара США, британского фунта, японской иены, швейцарского франка, отмечает "Коммерсант". Вместе с ними предлагается расширить роль других валют стран G20 в качестве резервных, а "суперрезервной" валютой, по мнению авторов документа, могут стать специальные права заимствования (SDR) МВФ.

Ряд вопросов, которые предлагает в рамках "Предложений" решить Россия, уже сейчас противоречат решениям совещания минфинов G20. Так, в документе РФ предлагает аннулировать итоги продолжающейся реформы квот в МВФ, тогда как коммюнике финансовой встречи в Хоршеме поддержало предложение США об окончательной реформе МВФ в две стадии к 2011 году без аннулирования итогов текущего раунда. Кроме того, не нашло понимания предложение России расширить Форум финансовой стабильности (ФФС) до саммита G20 в Лондоне - министры финансов лишь поддержали принятие РФ наряду с рядом других стран и Евросоюзом в ФФС, но без указания даты.

В целом же российский документ намного более резок, экстравагантен и декларативен, чем итоговые документы встречи G20 в Хоршеме.

По данным "Коммерсанта", "Предложения" должны стать частью выступления президента Дмитрия Медведева на саммите G20 в Лондоне 2 апреля 2009 года.

Впрочем, похоже, в Москве не слишком рассчитывают на удачный для проектов России исход этого выступления, заключает издание.

Эксперты: предложения Москвы далеки от реальности

По мнению руководителя Института проблем глобализации Михаила Делягина, "США вряд ли откажутся от всех преимуществ эмиссии доллара как мировой резервной валюты". "Точно так же не обрадуются внешнему контролю и другие страны, претендующие на эмиссию региональных валют", – цитирует эксперта "Новый регион".

Предложения другим правительствам ограничить рост цен экономист считает странными и удивительными, поскольку для большинства стран борьба с инфляцией в условиях кризиса совсем неактуальна. "Россия – одна из немногих стран мира, где коррупция и злоупотребления монополизмом не остановили инфляцию даже в условиях спада. Подчеркивать эту российскую особенность в обращении к лидерам «большой двадцатки» было необязательно", – считает Делягин.

Мнение экономиста разделяет директор казначейства Евразийского банка развития Сергей Елагин.

"Шансы появления новой искусственной резервной валюты пока крайне невелики. Максимум, что может быть сделано, – это увеличение доли сильнейших региональных валют в расчетах в рамках регионов", – полагает он.

"Предложения о дополнительных обязательствах крупнейшие страны-эмитенты вряд ли встретят с горячим пониманием, но полностью игнорировать такие требования они сейчас, вероятно, не смогут", – считает Елагин.

Предложения Кремля "правильные, и кризис обращает на них внимание, но вряд ли можно ожидать их принятия в ближайшем будущем, так как именно сейчас отсутствует политический интерес к их одобрению", – отметил глава департамента НОМОС-банка Бретислав Тиханек.

"Ряд крупных членов Евросоюза уже сейчас не соблюдают действующие правила фискальной дисциплины. Сложно представить, что ЕС или США будут готовы подчиниться дополнительным ограничениям в их самостоятельной борьбе с кризисом", – подчеркнул эксперт.

Вероятность появления единой мировой валюты в условиях усиления кризиса может увеличиться только после инициативы США, полагает директор компании "Актион-Digital" Елена Авилова. По ее словам, "голос России пока не является лидирующим в совете "большой двадцатки", как бы этого ни хотелось руководству страны".