Участники саммита "большой двадцатки" по итогам встречи распространили совместное заявление и подробный план действий, направленный на борьбу с текущим экономическим кризисом и предотвращение нового, сообщает InoPressa.ru со ссылкой на The Washington Times. Издание перечисляет в статье ключевые пункты заявления и плана.
Причиной кризиса, на взгляд участников, является тот факт, что инвесторы недостаточно сознавали рискованность своих действий. "Отчасти проблема объяснялась следующим: мировая экономика настолько долго процветала, что у инвесторов создалось ложное чувство безопасности", – пишет автор, отмечая, что в совместном заявлении нет конкретных упоминаний о буме высокорискованных ипотечных кредитов в США, который многие считают эпицентром кризиса.
- Le Temps: Главное достижение саммита – констатация того, что мир изменился
- Итоговая декларация заставляет сомневаться в реальной значимости саммита
- La Repubblica: Нынешний саммит нельзя сравнивать с Бреттон-Вудс
В заявлении главы государств обязались при необходимости продолжать денежные вливания из центральных банков в коммерческие для восстановления нормального кредитования, а также стимулировать потребительский спрос, сообщает газета. По данным издания, администрация Буша возражала против новых обязательств в этой сфере ввиду их дороговизны в условиях высокого дефицита бюджета США.
Как отмечает автор, совершенствуется регулирование: лидеры "двадцатки" договорились создать до 31 марта будущего года "инспекторские коллегии", куда будут входить все крупные регуляторы финансовой системы со всего мира; коллегии будут регулярно собираться для обсуждения состояния крупнейших банков, действующих в нескольких странах. Участники также обязались улучшить регулирование деривативов, пишет издание.
По данным газеты, участники договорились спешно расширить организацию "Форум финансовой стабильности", объединяющую высоких официальных лиц, руководителей центробанков и ведомств-регуляторов из ряда стран мира.
Лидеры заявили, что МВФ и Всемирный банк необходимо всесторонне реформировать, дабы развивающиеся страны получили более широкое влияние на их решения, а также расширить полномочия МВФ по мониторингу экономической политики государств, отмечает The Washington Times.
"Опасаясь, что нынешний тяжелый финансовый кризис повлечет за собой торговую политику под девизом "пусть сосед обнищает", которая в свое время способствовала Великой депрессии, участники поклялись в течение ближайшего года не создавать новых торговых барьеров", пишет издание.
Лидеры стран G20 наметили, что не позднее 30 апреля следующего года встретятся вновь, и выдали своим министрам финансов пространный список мер, которые следует осуществить до следующего саммита, сообщает издание.
Le Temps: Главное достижение саммита – констатация того, что мир изменился
В свою очередь в редакционной статье швейцарской Le Temps отмечено,что экономические игроки и общественное мнение многого ждали от саммита G20, подчас даже слишком многого – например, надеясь на создание финансового "супержандарма". И хотя, как пишет газета, в один день невозможно исправить последствия масштабного кризиса, а максимум, что может сделать уходящая и расшатанная администрация Буша – не препятствовать реформам, определенных результатов добиться все же удалось.
Главным достижением вашингтонской встречи, пишет издание, стала констатация того, что мир изменился. Субботняя встреча стала символическим актом: умер устарелый конклав G8, покончено с бинарным представлением о мире и утрачивающим смысл клубом, который лишь время от времени приглашал другие страны, чтобы создать иллюзию открытости.
Отныне проблемами мировой экономики будет заниматься многополярное объединение G20. По мнению автора статьи, новая ситуация носит символический смысл: двадцать стран с различными мотивациями и уровнями развития экономики готовы совместно и скоординированно работать над созданием новых правил и восстановлением мирового экономического роста.
Итоговая декларация заставляет сомневаться в реальной значимости саммита
В состоянии ли G20 эффективно действовать? Этим вопросом задается в понедельник Der Tagesspiegel. "По прошествии саммита можно сказать, что он был историческим – монополия на власть G7 пошатнулась, развивающиеся страны требуют права голоса", – уверено издание.
Хотя, продолжает газета, итоговая декларация заставляет сомневаться в реальной значимости саммита: документ ограничивается добрыми намерениями и ни к чему не обязывающими призывами.
Кроме того, интерпретации договоренностей сразу после саммита стали резко отличаться друг от друга: представители континентальной Европы подчеркивают намерение повысить контроль над финансовыми рынками, а американцы и, в той или иной степени, британцы предостерегают от чрезмерного регулирования.
К тому же, отмечает издание, непонятно, куда Америка повернет при новом президенте – как далеко Барак Обама пойдет в регулировании финансов.
La Repubblica: нынешний саммит нельзя сравнивать с Бреттон-Вудс
Итальянская La Repubblica называет прошедший саммит в Вашингтоне, на котором решались проблемы, связанные с разработкой возможных путей выхода из охватившего весь мир финансового кризиса, "Бреттон-Вудс 2" и "План Маршалла 2".
Некоторые правительства, указывает издание, ожидали несбыточного от этого саммита, на котором Европа, возглавляемая Николя Саркози, была представлена почти единым фронтом, к которому присоединилась и Россия, поскольку резкое падение цены на нефть поколебало неоимпериалистические амбиции Москвы.
Хозяином саммита был все еще Джордж Буш, предпринявший попытку защитить свое историческое наследие и отвергнуть все обвинения в адрес американского капитализма. Уходящий президент отстаивал принципы рыночной экономики и дал понять, что воспрепятствует попыткам старой Европы навязать какие бы то ни было формы государственного планирования, способные задушить финансовые рынки.
На данном этапе, пишет автор статьи, мог бы оказаться успешным своего рода "План Маршалла", но указывает, что в послевоенные годы Америка была единственной страной, финансировавшей восстановление европейской экономики, а ныне ни одна страна не обладает средствами, чтобы стать единственным локомотивом возрождения.
Правительства различных стран пытаются реализовать стратегии по выходу из кризиса, и, как ни парадоксально, в Вашингтоне самым решительным оказался Китай: никакое государство не может сравниться с Пекином, решившим выделить на преодоление кризиса 586 млрд долларов за два года, что составляет 16% от ВВП КНР. Хотя Пекин и обеспокоен замедлением своего экономического роста, тем не менее в прошедшем квартале прирост ВВП составил 9%.
Что касается США, то они пережили явный провал: летом текущего года Вашингтон выделил в качестве помощи семьям 150 млрд долларов, но сложившаяся ситуация вынудила американских потребителей отложить эти деньги, а не тратить их.
В статье также отмечается довольно скромное поведение Германии на саммите: в стране, переживающей рецессию, до сих пор не осуществлены меры по подъему потребления и возрождению внутреннего спроса. Федерико Рампини высказывает предположение, что саммит завершится решением о "скоординированных действиях" против рецессии, которые найдут воплощение в инициативах отдельных правительств в соответствии с их национальными критериями и приоритетами.
Нынешний саммит нельзя сравнивать с Бреттон-Вудс, говорится в статье: подготовка к той исторической встрече длилась два года, сам саммит длился три недели, и в результате были созданы МВФ, Всемирный банк и аналог ВТО. Разве можно достичь серьезных результатов за один уикенд? Однако, указывает автор, проекты реформ банковской и финансовой систем обсуждаются уже давно и на самом высоком уровне. Например, создание специальной группы президентов центральных банков. Но реформы натыкаются на принципиальные разногласия, идеологические проблемы, которые оказались непреодолимыми даже в условиях нынешнего кризиса.