Вести

В последние дни москвичи наблюдают непривычную картину: в некоторых продуктовых магазинах полки стали полупустыми. И хотя сей феномен проявляется не везде (ассортимент в сетевых супермаркетах, например, не сильно изменился), народ, естественно, задается вопросом: что будет с "полками" дальше и почему они начали пустеть.

В пятничном номере газета "Московский комсомолец" попыталась в этом разобраться и пришла к выводу: полупустые полки многих магазинов - это наглядная демонстрация причин кризиса в российской экономике. Своего рода макет, на котором можно на пальцах объяснить, почему страну трясет без видимых простому глазу причин.

- В "Пятерочке" скупают крупу
- Поднимутся ли цены на продукты
- Самый надежный "банк" - драгоценности и недвижимость
- Лужков: мировой финансовый кризис не отразится на Москве

Вся российская экономика была построена на кредитах. Самые "хитрые" брали кредиты под залог своих активов, покупали на них еще активы и брали кредиты уже под них, опять покупали активы… и так до бесконечности. Это как раз можно объяснить на примере супермаркетов.

Продукты в них поставляют оптовики. Они берут кредиты в банках на короткий срок, на эти кредиты закупают товар по предоплате у производителей и потом продают продукты супермаркетам, получая свой навар.

Сейчас эта стройная цепочка разорвалась. Банки не дают кредиты оптовикам. И банки понять можно. Когда все вокруг кричат о кризисе, банкиры боятся, что к ним прибегут за своими вкладами обезумевшие граждане. И приберегают наличность на этот случай. Для банков сейчас главное не заработать, а выжить. И поэтому они даже отказываются от возможности заработать.

При этом продуктов в стране меньше не стало. Просто разорвалась связь между их производителями и магазинами. Поэтому теоретически мы теперь можем даже вернуться в "лихие 90-е" с уличными распродажами продуктов прямо с грузовиков. Производители устраивали их тогда по тем же причинам, которые существуют сейчас.

Самое забавное, что такая же ситуация, например, и в угольной отрасли. Оптовики не могут получить кредиты и, следовательно, не покупают уголь. Выход один - налаживать прямые контакты с потребителями. Но на это нужно время: доехать до каждого (и не один раз) и заключить с каждым договор. Так что соль и спички в стране еще есть.

В супермаркетах "Пятерочка" скупают крупу

Обычно в обеденное время магазин полупустой, делятся наблюдениями репортеры из "Комсомольской правды". А тут оживление, пенсионеры с тележками разгуливают. Заглядываем в корзинки: соль, мука, гречка, манка. И все - по три-четыре пачки. Запасаются. На всякий случай и понемногу.

"Люди действительно потихоньку затариваются продуктами, - объясняет товаровед супермаркета. - Берут в основном рыбные консервы, крупы, муку, подсолнечное масло. Сильного ажиотажа нет, но спрос на эти товары примерно с прошлой недели стал расти".

В крупных супермаркетах, однако, никакого ажиотажа. Правда, на полках с подсолнечным маслом, сахаром и крупой - "прорехи".

"Запасаться солью, спичками и крупой не нужно, - считает Дмитрий Шустерняк, гендиректор компании "Финэкспертиза Консалтинг". - И хотя ассортимент в магазинах наверняка сократится, все жизненно необходимые товары никуда не денутся. И не только. Думаю, даже лобстеры останутся. Правда, одного сорта".

Поднимутся ли цены на продукты

Сейчас не лучшее время для роста цен, утверждает эксперт. Супермаркетам надо побыстрее продать товар. Ведь некоторые наши торговые сети набрали долгов в 5 - 10 раз больше оборота. Открывая все новые и новые магазины, они хотели поднять валовую выручку. Это повышало их биржевую стоимость, позволяя получать все новые кредиты и спекулировать акциями. Раньше владельцы торговых сетей спокойно выдерживали кредитную нагрузку. Но сейчас другая ситуация.

Банки дают в долг не так охотно. А сетевым магазинам срочно нужны деньги, чтобы расплатиться. Поэтому едва ли они станут задирать цены. Конечно, кое-какие магазины не выживут. Более мощные сети найдут выход. Например, введут скидки, чтобы увеличить оборот и продать те товары, которые долго лежат на полках.

Это товары класса люкс, товары не первой необходимости, то, что называется избыточным ассортиментом с длительным сроком хранения. А что касается тех магазинов, которые закроются, - свято место пусто не бывает, и вместо них появятся новые. Так что причин переживать нет, резюмирует Дмитрий Шустерняк.

Еще можно прикупить бриллиантов

Спасая деньги от кризиса, граждане России пытаются вложить их в то, что, по их мнению, переживет падения любых валют, пишет в этой связи издание РБК daily. Недвижимость, счет в Сбербанке и золото - вот способы сохранения личных сбережений, которым больше всего доверяют в нашей стране, по мнению ВЦИОМ.

И если покупка недвижимости с инвестиционными целями разумна только в сегменте элитной недвижимости, а значит, доступна наиболее платежеспособной части населения, то покупку ювелирных украшений могут позволить себе более широкие слои населения. В последние два месяца сети ювелирных магазинов отмечают беспрецедентный рост продаж на 40-70%, уверяют в один голос опрошенные агентством участники ювелирного рынка.

Почти половина россиян (51%) самым надежным способом хранения денег считают покупку недвижимости, 19% - приобретение золота и драгоценностей, оставшиеся 17% верят, что сохранить деньги можно в Сбербанке, говорится в исследовании ВЦИОМ. Правда рассматривать недвижимость как инструмент сохранения денег могут позволить себе менеджеры высшего звена и владельцы крупных компаний.

К услугам граждан не столь состоятельных - сети ювелирных магазинов, которые, утверждается в публикации, отмечают повышенный спрос на свою продукцию. "За последние два месяца рост продаж в магазинах нашей сети по всей стране составил 37-70%", - рассказал РБК daily гендиректор Московского ювелирного завода (МЮЗ) Денис Адамский.

Та же ситуация наблюдается и в магазинах "Центр ювелир": за первую половину октября продажи там выросли на 43% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. "При том что мы ожидали осенью рост в 15-20%", - удивляется генеральный директор "Центр ювелира" Оксана Фрунтикова.

Участники рынка говорят об увеличении крупных покупок в октябре, хотя прежде этот месяц не баловал ювелиров значительным ростом продаж. Обычно бывало наоборот: показатели октября всегда хуже первого месяца осени. Кризисный октябрь оставил далеко позади по объемам продаж даже такой пиковый для ювелиров месяц, как март: по данным МЮЗ, по сравнению с мартом в октябре продажи выросли на 90%.

В "Адамасе" активность покупателей связывают с опасениями, вызванными кризисом на финансовых рынках. Работает психологический фактор: люди сегодня спешат купить то, что им хочется. Денис Адамский склонен рассматривать октябрьские покупки как инвестиционные: "В основном спросом пользуются бриллианты и бескаменная группа, причем при среднем чеке в наших магазинах в 400 долларов отмечается рост покупок стоимостью до 4 тыс. долларов".

Есть покупатели, которые приобретают в МЮЗе крупные бриллианты без оправ, стоимость которых выражается цифрой с шестью нулями, рассматривая их как движимое имущество.

По данным бренд-менеджера ювелирной группы "Смоленские бриллианты" Алексея Давыдова, в октябре вырос спрос на инвестиционные камни: крупные бриллианты, сапфиры и изумруды.

Однако, несмотря на всю радующую глаз динамику осенних продаж, менеджеры ювелирных магазинов, как и все россияне, очень обеспокоены дальнейшим развитием ситуации.