НТВ

Ежегодно десятки российских судов попадают под арест в иностранных портах. Помочь им на государственном уровне сложно, поскольку они работают под иностранными флагами, пишет "Независимая газета". При этом работа по упрощению регистрации судов в РФ в Росморречфлоте тормозится, а само агентство не может наладить работу даже государственных судовых компаний.

Истории с бедствующими в зарубежных портах российскими моряками давно стали обыденными. Схема трагедии всегда одна и та же - владелец судна не может заплатить портовые сборы либо выдать зарплату морякам. Судно арестовывают, а экипаж оказывается брошенным на произвол судьбы. Только за последние несколько месяцев в похожих ситуациях оказались моряки почти десятка судов.

Так, команде теплохода "Борис Лавров", находящегося сейчас в Находке, а до этого стоящего в Южной Корее, не выплачивалась более трех месяцев зарплата.

Российско-украинский экипаж судна "Island of Luck" сейчас сидит в тюрьме в Конго, а судовладелец бросил их и судно. Моряки с теплохода "Игорь Белянский" вынуждены были из Китая возвращаться самостоятельно в Россию, поскольку их корабль оказался продан вместе с экипажем. Судовладелец отказался возвращать им долги по зарплате в 100 тысяч долларов.

Под арест в 2009 году в Дубае попал теплоход "Магдалена", а в Варне (Болгария) запертыми на борту "Южной жемчужины" просидели 12 членов экипажа. Лесовоз "Мадеро" застрял в Южной Корее, а в Панаме судовладелец "Пируита" оставил российских моряков без зарплаты. В январе 2010 года сразу шесть российских рыболовецких траулеров, работающих под флагом Камбоджи, были арестованы во Вьетнаме.

Вопиющий случай произошел с судами Арктического морского пароходства, принадлежащего Республике Якутия. АМП в 2008 году заключило контракт с судоверфью в Бейхане в Китае по кредитной схеме на ремонт двух теплоходов - "Василий Ян" и "Профессор Воскресенский". Однако уже с весны 2009 года морякам на судах перестали выплачивать зарплату, а само пароходство прекратило финансировать ремонтные работы. В итоге перед китайцами образовалась задолженность в 46 млн рублей, оба теплохода под российским флагом попали под арест.

Государство в лице Минтранса и Росморречфлота, утверждает издание, не желает устранять основную причину таких позорных случаев - сложную, дорогую и, вполне возможно, коррупционную систему регистрации кораблей в Российском международном реестре судов.

Российских судов в открытом океане практически нет. Только 5% российских судов выходит в море под национальным флагом. С конца 90-х годов в РФ по опыту зарубежных стран стал разрабатываться проект создания Российского международного реестра судов (РМРС, так называемый второй реестр). Предполагалось, что им смогут воспользоваться те суда, которые работают на международных линиях, а регистрация в нем будет проста и удобна.

На конец 2009 года, по данным Росморречфлота, из почти 3170 судов, имеющих право плавания под российским флагом, в РМРС было зарегистрировано лишь 218 судов - в основном небольших (река-море). Остальные российские суда предпочитают использовать флаги Камбоджи, Сент-Винсента, Белиза, Панамы и даже сухопутной Монголии.

Причина проста: регистрация в реестрах этих стран проще и на порядок дешевле, чем в российском. Даже в реестре такой "дорогой" страны, как Норвегия, оформить регистрацию можно за один день. В РМРС, как сообщает сайт Российского профсоюза моряков, процедура может длиться до 45 дней.

В случае регистрации в РМРС, как сообщает издание "Транспорт России", купленное за рубежом судно облагается налогом в 24,2% от его стоимости, тогда как для получения монгольского или панамского флага надо заплатить лишь 2,5%.

Но самое важное, что, войдя один раз в РМРС, судно в течение 10 лет уже не может его покинуть - иначе владельцу, как утверждает член президиума Ассоциации международного морского права Геннадий Егиян, придется "заплатить сполна все налоги за прошедшее время" (то есть вернуть полученные льготы), а это практически половина стоимости корабля.

Неудивительно, что желающих бороздить моря под российским флагом так мало. К примеру, в 2003-2008 годах численность российских судов под иностранным флагом вообще выросла в 1,5 раза.