www.iraniangas.ir

Генеральный директор иранской национальной газовой компании NIGC Хамид Реза Араги заявил в минувшие выходные, что компания объявила о своем банкротстве. Об этом, как утверждает газета The Wall Street Journal, сообщило информационное агентство Mehr.

Пресс-секретарь NIGC Маджид Буджарзадех новость о крахе компании опроверг, заявив журналистам WSJ, что компания не объявляла о банкротстве. Местная пресса, однако, приводит слова министра нефти страны Бижана Зангане о том, что газовая компания "разрушена". Задолженность NIGC превысила 100 трлн риалов (4 млрд долларов).

До ручки компанию довели не столько санкции, введенные из-за иранского стремления обзавестись ядерным оружием, (они не распространяются на газовую отрасль), сколько бойкот западных добывающих компаний, поясняет ИА "Финмаркет".

Если бы Иран смог бы развить свои газовые месторождения, в год от добычи газа он мог бы получать порядка 130 млрд долларов - больше, чем доходы от экспорта нефти. При этом продажи газа не подпадают под эмбарго и санкции западных стран. Но крупные международные компании, например Shell и Total, отказываются от разработки месторождений.

У исламской республики вторые по величине запасы газа в мире - примерно 15% мировых резервов. Сейчас страна экспортирует газ в Турцию, Армению и Азербайджан. В 2012 году доходы от его продажи оценивались в 10,5 млн долларов в сутки. Иран надеялся начать экспорт газа в Европу, но из-за санкций от этих планов пришлось отказаться.

Санкции, введенные ЕС в 2010 году, фактически заблокировали для Ирана доступ к технологиям, которые используются для экспорта сжиженного газа, в том числе к танкерам. Все проекты по производству сжиженного газа заморожены. Ирану приходится транспортировать газ лишь по трубопроводам, что существенно ограничивает продажи.

Три года без денег и технологий

Главным источником доходов страны остается нефть, но ее экспорт с начала 2012 года снизился вдвое. Экономика Ирана находится в плачевном состоянии: у правительства все меньше и меньше денег. Инфляция сейчас выше 40% в годовом выражении, риал за последние два года в два раза подешевел по отношению к доллару.

Помимо сокращения нефтяного экспорта Иран пострадал от санкций против банков: Тегеран не может получить десятки миллиардов долларов, замороженных на иранских счетах в западных банках.

Иран готов на уступки странам Запада, если они смягчат санкции. Страна пытается доказать, что ее ядерная программа носит мирный характер, и согласна ограничить обогащение урана 20%.

Лишившись европейского рынка, иранские власти сосредоточили усилия на поиске новых покупателей, сообщает РБК. В августе этого года властям Ирана удалось договориться с Оманом о постройке трубопровода, по которому иранский газ мог бы поставляться на оманские заводы по производству СПГ.

Побывавший в начале ноября в Тегеране министр нефти Омана Мохаммед аль-Рамхи заявил, что строительство трубопровода будет закончено в течение двух-трех лет. В соответствии с подписанным министрами энергетики двух стран меморандумом, предусматривается импорт природного газа в течение 25 лет, стоимость контракта составляет 60 млрд долл.

По информации с сайта WikiLeaks, США оказывали давление на Оман, заставляя отказаться от контракта с Ираном и найти альтернативных поставщиков - например, Катар. Наконец, в марте 2013 года импорт сжиженного природного газа из Ирана возобновила ранее прекратившая закупки Южная Корея.

Кроме того, в начале ноября 2013 года министр нефти соседнего Ирака Абдул Карим Луайби сообщил о заинтересованности его страны в увеличении поставок иранского газа. В начале 2013 года также сообщалось, что NIGС может приобрести турецкую газораспределительную компанию Baskent Gaz, покупка которой позволила бы Ирану укрепить свои позиции в газовой отрасли Турции.