На заседании президиума госкомиссии по развитию Дальнего Востока стало известно, что глава Минфина Алексей Кудрин не подписывает итоговое заключение, возражая против передачи функций заказчика-застройщика единой дирекции. Эту схему, по его словам, МЭРТ выбрал по аналогии с ФЦП по развитию города Сочи.
На заседании президиума Алексей Кудрин заявил, что "есть сомнения относительно выбранного способа управления программой". По его словам, необходимо использовать действующую схему, по которой финансирование осуществляется через главных распорядителей бюджетных средств. По его словам, "все заказчики-застройщики поддержат Минфин, а не МЭРТ".
Как пишет "Коммерсант", министр съязвил, поинтересовавшись у представлявшего МЭРТ Виталия Савельева, "сколько он планирует утерять средств в 2008 году".
Курирование проекта развития Дальнего Востока и Забайкалья президент Владимир Путин поручил лично премьеру Михаилу Фрадкову в начале 2007 года. Федеральная целевая программа, по замыслу премьера, должна была стать основным механизмом выполнения этого поручения. Однако правительство затянуло ее подготовку - Госдума уже готова рассмотреть бюджет на 2008-2010 годы во втором чтении, а в списке ФЦП правительства программы по Дальнему Востоку и Забайкалью нет.
Всего с 2008 по 2010 год МЭРТ планирует пустить на развитие Дальнего Востока и Забайкалья 91,1 млрд рублей. Но на этом поток денег не иссякнет: в МЭРТе рассчитывают на то, что до 2013 года общий объем финансирования составит около 1 трлн рублей. Однако для делёжки и освоения этих денег еще пока дело не дошло. Известна только одна конкретная цифра - на подготовку Владивостока к саммиту АТЭС в 2012 году потребуется 100 млрд рублей, уже обещанных городу Владимиром Путиным.
Другая проблема региона, как выяснилось, - острая нехватка запасов сырья. С 1970-х годов, когда были открыты разрабатываемые сейчас месторождения, объем геологоразведочных работ упал в 10 раз. Поэтому трубопровод Восточная Сибирь - Тихий океан уже сейчас нечем заполнять: при проектной мощности 80 млн тонн он перекачивает только 35 млн, пишет Газета GZT.ru.
По оценке Минпромэнерго, чтобы добиться этих объемов, нужны инвестиции в 102 млрд долларов на геологоразведку. Михаил Фрадков предложил подумать, как собрать эти деньги с нефтедобывающих компаний. Он поручил таможенникам представить выкладки по экспорту сырой нефти и объему поступлений от пошлины.
Если нефтяную отрасль предложено обложить дополнительными налогами, то для газовой, а точнее "Газпрома", сделают исключение. НДПИ по газу пока не повышается, к тому же правительство, по сути, согласилось с позицией "Газпрома": газ с "Сахалина-1", который компания "Эксон Мобил" уже пообещала Китаю, нужно отдать на внутреннее потребление России. Несмотря на соглашение о разделе продукции, по российским законам экспортировать газ может только "Газпром". И экспортная пошлина ему повышена не будет.