Госкорпорация "Ростехнологии" договорилась с иранскими властями о реализации совместного проекта по освоению свинцово-цинкового месторождения Mehdiabad, крупнейшего в мире из известных неиспользуемых цинковых месторождений, пишет во вторник "Коммерсант". Проект стоимостью 1-1,2 млрд долларов предполагает создание СП с крупнейшим частным банком Ирана - Bank Saderat Iran. Затруднить реализацию этого проекта может то, что в отношении иранского банка действуют международные санкции, одобренные Совбезом ООН.
По данным издания, в документе, подписанном российской и иранской сторонами, указано, что с российской стороны проект реализуют "Ростехнологии" и ООО "Капсад Интернэшнл" (75% принадлежит двум турецким компаниям, оставшиеся 25% - сейшельской), а с иранской - Bank Saderat ("Экспортный банк Ирана"). Протокол подписали министр энергетики Сергей Шматко и министр иностранных дел Ирана Али Акбар Салехи.
Bank Saderat Iran (BSI) создан в 1952 году, пишет газета. В ходе иранской революции 1979 года был национализирован, а два года назад вновь приватизирован. По совокупным активам занимает 2-е место в банковской системе Ирана и 4-е - среди исламских банков. По данным агентства ИРНА на 1 сентября 2009 года, уставный капитал BSI оценивался в 39,3 млрд долларов. В Иране насчитывается 3,3 тысячи филиалов, за рубежом - 21 филиал и 3 представительства.
Источник, близкий к переговорам, сообщил изданию, что речь идет о создании СП, распределение долей в котором пока не определено. Впрочем, он не исключил, что потребуется подписание отдельного межправительственного соглашения, в котором будут прописаны все детали проекта. Общий размер инвестиций в проект собеседник оценил в 1-1,2 млрд долларов, уточнив, что большую их часть будущие участники СП рассчитывают привлечь на рынке Ирана.
При этом он отметил, что основанием для вхождения "Ростехнологий" в проект стало поручение вице-премьера РФ Игоря Сечина "В отношении проекта "Мехдиабад" от 28 февраля 2011 года. Господин Сечин поручил МИДу и Минпромторгу оказать содействие госкорпорации при реализации иранского проекта. "Весной создана рабочая группа во главе с заместителем главы "Ростехнологий" Николаем Волобуевым, а ответственным за реализацию проекта стал Олег Михайленко, заместитель руководителя "РТ-Металлургия" (входит в "Ростехнологии")", - говорит собеседник газеты. Накануне Михайленко заявил "Коммерсанту", что "детали проекта обсуждать пока рано", а Волобуев оказался недоступен для комментариев.
Месторождение Mehdiabad - крупнейшее из известных в мире неиспользуемых цинковых месторождений. Общие запасы - 394 млн т руды со средним содержанием цинка 4,2%, свинца - 1,6%, серебра - 36 г/т. Ожидается, что степень извлечения будет около 66% для окиси цинка, 72% - для сульфида цинка и свинца, 40% - для сульфида серебра. На долю Ирана приходится 3% мировых запасов свинца и цинка, страна занимает 23-е место в мире по производству свинца и 15-е - по производству цинка.
До недавних пор лицензия на разработку месторождения принадлежала Mehdiabad Zinc Company - СП австралийской Union Resources, Iranian Mines and Mining Industries Development and Renovation Organization (IMIDRO) и Itok GmbH. В соответствии с полученной в 2006 году лицензией Union Resources собиралась инвестировать в проект 682 млн долларов (общий объем инвестиций - 1,5 млрд) и экспортировать 75% цинка спустя пять лет после начала работы предприятия. Компания также планировала построить завод мощностью 160 тыс. т цинка в год (производство цинка из оксида), а позже - второй завод мощностью 340 тыс. т, производящий цинк из сульфидов. Однако из-за политических рисков проект был заморожен, а лицензия аннулирована, утверждает источник, близкий к российско-иранской комиссии. Планируют ли "Ростехнологии" заняться экспортом металла из Ирана, в самой госкорпорации не раскрывают.
Впрочем, политические риски по-прежнему актуальны: в отношении будущего партнера "Ростехнологий" - Bank Saderat - действуют международные санкции. В 2006 году США, не дожидаясь резолюции Совбеза ООН, в одностороннем порядке начали применять санкции к ряду иранских банков, в том числе BSI, включив их в черный список по подозрению в финансировании исламистских группировок. Весной 2008 года Совбез ООН принял резолюцию, ужесточившую санкции против Ирана, которую поддержала Россия. Президент России своим указом рекомендовал "проявлять бдительность" в отношении двух иранских банков, в том числе Bank Saderat "во избежание того, чтобы такие деловые связи способствовали чувствительной в плане распространения ядерной деятельности Ирана или разработке Ираном систем доставки ядерного оружия". Летом 2010 года антииранские санкции были вновь ужесточены, но в указе президента РФ N 1154 Bank Saderat не упоминается.