Снижение совокупной ставки сборов в соцфонды до 21% при росте НДС до 21% ("схема 21/21"), по расчетам Минэкономики, в первую очередь будет выгодно сельскому хозяйству, госуправлению, здравоохранению и образованию, пишет газета "Коммерсант", которой стали известны оценки Минэкономики предполагаемых результатов налогового маневра.
Реализация новой схемы правительства довольно неожиданно выглядит в этих расчетах как новый способ выполнить майские указы Владимира Путина, еще один вариант решения бюджетных проблем регионов и субсидирования преимущественно продукции агропрома за счет внутреннего рынка, полагает издание.
Предлагаемая схема на сегодняшний день, видимо, - единственная просчитанная версия снижения прямых налогов при одновременном повышении косвенных. Один из соавторов идеи - министр экономики Максим Орешкин - представлял эти расчеты на совещаниях в правительстве, в том числе у первого вице-премьера Игоря Шувалова.
Идею новый министр разрабатывал еще под руководством Антона Силуанова в Минфине. Техника "фискальной девальвации" разрабатывалась МВФ для юга еврозоны, который в силу обязательств валютного союза не мог скорректировать платежный баланс девальвацией национальной валюты.
"Фискальная девальвация" применялась и за пределами еврозоны, в частности в Венгрии и Румынии, результаты были смешанными.
Из презентации Минэкономики к одному из правительственных совещаний следует, что повышение НДС до 21% (льготная ставка 10% сохраняется) даст федеральному бюджету 836 млрд рублей дополнительных доходов, или 0,91% ВВП. Эффектом маневра будет также символический рост сборов налога на прибыль, он вырастет на 52 млрд рублей в год, что предполагает рост валовых прибылей на 2-3%.
Парадоксально, отмечает газета, но главный выигрыш в схеме Минэкономики от маневра несет не бизнес, а бюджетная сфера - снижение нагрузки на фонд оплаты труда в госсекторе прогнозируется в 437 млрд рублей, или 0,47% ВВП, главные выигрывающие - регионы.