Euronews

Объявив о существенном сокращении экспорта нефти в Китай, ЮКОС разыграл хитроумный гамбит, в котором переплелись экономика и политика, считают зарубежные СМИ. (Обзор публикаций на сайте Inopressa.Ru.)

"Действия ЮКОСа впервые создают угрозу для зарубежных российских нефтяных поставок и не состыкуются с неоднократными заверениями со стороны администрации в том, что дело ЮКОСа не окажет воздействия на добычу нефти", - отмечает британская The Financial Times.

Некоторые аналитики отмечают, что этот шаг нацелен на то, чтобы поставить в затруднительное положение российского президента Владимира Путина накануне китайско-российского саммита, который должен начаться в Москве в среду. "Заявление ЮКОСа - это попытка повысить политические ставки в игре, которую он, скорее всего, проиграет. Оно похоже на гамбит, благодаря которому он сможет быстро собрать наличные и по ходу поставить в неловкое положение Кремль. Однако всем наблюдающим за делом ЮКОСа ясно, что компания никогда не сможет собрать достаточно средств для оплаты налоговых претензий", - замечает американская The Washington Times.

FT поясняет подоплеку происходящего: ЮКОС, который транспортирует нефть в Китай по железной дороге, настаивает на необходимости проведения нефтепровода. Однако "Транснефть", государственный оператор трубопроводов, и российские чиновники сделали выбор в пользу альтернативного маршрута трубопровода из Восточной Сибири на тихоокеанское побережье.

"ЮКОС и правительство остаются далеки друг от друга как всегда, - говорит Стивен Дашевский, главный аналитик московской брокерской фирмы "Атон". - Этот шаг вряд ли можно считать конструктивным или оказывающим содействие переговорам. Он ведет в еще больший тупик".

Представитель ЮКОСа заявил, что поставки нефти возобновятся в полном объеме после того, как российский суд разморозит счета компании, что позволит ей оплатить транспортировку и таможенные пошлины. Однако то, что это вообще произойдет - крайне маловероятно.

"Сложно определить, какие цели ставил ЮКОС, идя на этот шаг, но среди его реальных последствий - удар по мировым ценам на нефть. Китай дал понять, что согласен на дополнительные расходы, чтобы гарантировать импорт нефти, и цены пошли вверх. На протяжении года Кремль не раз показывал, что ничто не остановит его на пути захвата ЮКОСа и что для него не имеет значения никакой возможный сопутствующий ущерб", - подытоживает американская газета.