Налоговой тайны в России больше не существует. Из-за технической ошибки законодателей информацию о налоговых долгах граждан и корпораций теперь может получить практически любой желающий. Между тем за разглашение налоговой тайны законодательством предусмотрено уголовное наказание в виде штрафа до 120 000 рублей и даже лишения свободы сроком до трех лет.
Налоговую тайну составляют любые полученные налоговиками, таможенниками или милиционерами сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия. Тайной не считаются также ИНН и информация о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Налоговики имеют право запросить у компании любые сведения и документы - от паспортных данных любого сотрудника и его налоговой истории до любых контрактов. Тайну защищает статья 102 Налогового кодекса (НК), которая гласит, что налоговая тайна "не подлежит разглашению".
Но, как пишут "Ведомости", норма, отменившая налоговую тайну, появилась в НК незаметно. Она затерялась в пакете многочисленных технических поправок, связанных с изменениями правил размещения госзаказов.
Летом 2005 года депутаты приняли закон о госзакупках, который обязывает госорганы распределять заказы только через конкурсы. Участвовать в них могут только кандидаты, не имеющие налоговой задолженности. Чтобы проверить кандидата, организаторы конкурса должны иметь возможность получать информацию о его налоговых долгах, рассудили авторы закона. И включили в пакет поправок норму, которая обязывает налоговые органы предоставлять такую информацию. Это дополнение к статье 32 НК вступило в силу еще в феврале 2006 года.
- Российские бизнесмены не поддерживают поправки в налоговый кодекс
Теперь налоговики обязаны в течение 10 дней предоставить автору запроса информацию о налоговых долгах компании или физлица за прошедший календарный год, а также сообщить, обжаловал ли он эту задолженность, и если да - результат рассмотрения жалоб. Обращаться с запросами может кто угодно: в НК не говорится, что налоговики должны предоставлять налоговую информацию исключительно по запросу конкурсной комиссии, право направить запрос есть у всех "органов, обладающих полномочиями по размещению госзаказов", даже если в данный момент таких заказов у них нет. По закону о госзакупках размещать госзаказы могут многие: все федеральные органы исполнительной власти, региональные и местные администрации, а также неконкретизированный круг "муниципальных заказчиков".
В законе не говорится, что спрашивать можно только о тех компаниях или гражданах, кто подал заявку на участие в конкурсе. Значит, можно требовать информацию о задолженности любого юридического или физического лица, отмечает юрист Торгово-промышленной палаты Александр Зрелов. Закон не требует, чтобы авторы запроса объясняли причины интереса к налогоплательщику или чтобы запрос был направлен в ту инспекцию, где он стоит на учете. Нет и единой формы запроса. Иными словами, закон позволяет широкому кругу лиц получить информацию о ком и когда угодно, резюмирует Зрелов.
Вся описанная информация согласно статье 102 НК - это налоговая тайна. Доступа к ней нет у большинства правоохранительных и контрольных органов. Счетная палата не первый год добивается доступа к ней, но неизменно получает отказ. За разглашение налоговой тайны предусмотрено уголовное наказание, напоминает руководитель юридического департамента компании "Аудит - новые технологии" Руслан Курбанов. Наказать могут штрафом (до 120 000 рублей) и даже лишением свободы на срок до трех лет. А если инспектор выдал тайну за вознаграждение, наказание может увеличиться до пяти, а в особых случаях - до 10 лет. Но те, кто узнал тайну официальным путем, ответственности за ее разглашение не несут, подчеркивает Зрелов.
"Налоговая тайна нужна, чтобы обеспечить экономическую безопасность налогоплательщика", - объясняет адвокат Baker & McKenzie Юрий Воробьев. Утечки информации о налоговых проблемах способны обвалить фондовый рынок, напоминает он.
Так, в ноябре 2004 года акции "Вымпелкома" за два дня потеряли 30%, а индекс РТС - 10% после того, как просочилась информация о налоговых претензиях к компании. Впоследствии сумма претензий уменьшилась в девять раз. "Из-за разглашения информации о налоговых проблемах компания может проиграть важный тендер, от нее могут отвернуться контрагенты, сорваться сделка, которая готовилась годами - даже если потом окажется, что налоговики были не правы", - говорит начальник управления налогов и права компании "Сахалинуголь" Ирина Муращенкова.
"Это результат непрофессиональной работы законодателей", - признает руководитель думского налогового комитета Наталья Бурыкина. По ее словам, поправки в НК, связанные с правилами госзакупок, шли через комитет по промышленности, который не понял последствия этого решения, а с бюджетным комитетом не посоветовался.
Сотрудник правового управления Думы говорит, что поправка прямо не нарушает другие законы, а значит, "никакой ошибки нет". Бурыкина обещает исправить норму о налоговой тайне не раньше осенней сессии. А пока, если кто-то из организаторов госзакупок обратится за информацией о налоговой задолженности, инспекция ее предоставит, обещает представитель Федеральной налоговой службы.
Российские бизнесмены не поддерживают поправки в налоговый кодекс
Новые поправки к первой части Налогового кодекса РФ, рассмотренные в четверг на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам, не согласованы с бизнесом, а их принятие откроет перед фискальными органами неограниченные возможности по давлению на предпринимателей. С таким заявлением в четверг вечером выступили крупнейшие российские бизнес-объединения - РСПП, "ОПОРА" и "Деловая Россия".
"Поправки к НК в части регламентации контрольных мероприятий фактически дезавуируют все договоренности, достигнутые бизнес-сообществом ранее, и противоречат нашей позиции по наиболее принципиальным вопросам, которую мы считали согласованной в диалоге с органами государственной власти", - говорится в заявлении. "Бизнес не участвовал в обсуждении новых поправок и не поддерживает их", - цитирует документ "Интерфакс".
В четверг комитет Госдумы по бюджету и налогам рассмотрел более 700 поправок в законопроект о совершенствовании налогового администрирования в рамках подготовки его ко второму чтению. В ходе обсуждения члены бюджетного комитета не пришли к единому мнению относительно введения презумпции добросовестности налогоплательщика, а также сочли требующими дополнительного обсуждения поправки, связанные с выездными, камеральными и встречными проверками. Однако в целом вынесенный на обсуждение бюджетного комитета текст законопроекта был принят за основу. Планируется, что Госдума рассмотрит документ во втором чтении на пленарном заседании 30 июня.
В частности, отмечается в заявлении, поправками предлагается сохранить практику проведения камеральной налоговой проверки на основе не только представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, но и на основе любых других документов, имеющихся в распоряжении налогового органа. При этом не определен ни статус этих документов, ни порядок их получения. "Под угрозой оказывается сам принцип добровольного исчисления и уплаты налогов, так как совершенно отсутствуют стимулы формирования такой модели поведения бизнеса", - считают объединения предпринимателей.
В части регламентации выездных проверок поправки вводят возможность произвольного продления их срока до 4 месяцев, а в исключительныхслучаях - до 6 месяцев решением проверяющего налогового органа."Отсутствие законодательно определенного перечня оснований для продления срока проверки создает предпосылки для злоупотреблений должностными лицами налоговых органов предоставленными полномочиями", - говорится в заявлении. Кроме того, поправками предлагается предусмотреть возможность приостановления выездной проверки на срок до 9 месяцев, и, таким образом, общий срок проверки может составить до 15 месяцев.
Предприниматели отмечают, что из законопроекта исчезли ранеесогласованные нормы о невозможности применения к налогоплательщику штрафных санкций по основаниям, не установленным в ходе выездной проверки, если только не доказан факт сговора налогоплательщика идолжностного лица налогового органа, а также об отмене решенияналогового органа в случае существенного нарушения сроков проверки.
"В предложенной редакции поправки содержат и другие нормы,ухудшающие положение налогоплательщика по сравнению с ранеесогласованными предложениями. Принятие закона с учетом предложенных поправок будет означать существенное ухудшение качества работы налоговых органов. Их деятельность будет направлена не на контроль исполненияналогового законодательства, а на формирование системы тотальногодавления на бизнес. Налогоплательщики будут всецело зависеть от действий должностных лиц, получающих практически неограниченные полномочия в сфере налогового контроля", - резюмируют бизнес-объединения. "Таким образом, будет проигнорировано поручение президента по законодательномупредотвращению налогового террора", - утверждают РСПП, "ОПОРА" и"Деловая Россия".