Советник президента РФ Сергей Глазьев раскритиковал жесткую политику Центробанка, не позволяющую, по его мнению, добиться снижения инфляции и подъема инвестиционной активности. В Кремле поспешили заверить, что не разделяют точку зрения экономиста.
О том, что российская макроэкономическая система подобна больному с инфарктом миокарда, Глазьев заявил на форуме "Ловушка "новой нормальности" в Финансовом университете Москвы, пишет РБК.
Комментируя тему форума, название которой используется для обозначения низких темпов роста в посткризисный период, экс-министр внешнеэкономических связей России заявил, что не видит в "ловушке" ничего нового. "Мы в этой ловушке находимся с 1992 года, как только начали реализовывать доктрину рыночного капитализма, широко известную как "доктрина вашингтонского консенсуса", - пояснил он.
Глазьев напомнил, что ЦБ уже два года проводит жесткую денежно-кредитную политику и изъял из экономики около 5 трлн рублей. Сокращение денежной массы предвидится и в дальнейшем. В этом случае, заявил он, добиться снижения инфляции и подъема инвестиционной активности будет невозможно.
Весь мир, отметил советник президента в своем выступлении, идет другим путем - путем политики количественного смягчения, включающей в себя отрицательные процентные ставки. "Это не потому, что они глупые, а мы умные. Все дело наоборот. Они не догматики, а мы догматики. Они реалисты, они понимают, что экономике нужны новые средства, новые кредиты для того, чтобы наращивать производство нового технологического плана", - пояснил Глазьев, добавив, что такие страны понимают необходимость снижения рисков и помощи бизнесу в применении инноваций. Таким образом, предприниматели не испытывают проблем с кредитами.
В России же настаивают на том, что жесткая политика поможет снизить инфляцию, однако этому мешает свободный курс рубля - такой волатильности национальной валюты нет ни в одной стране мира, цитирует выступление Глазьева РБК.
Россия же, по мнению советника, останется в "ловушке", потому что ЦБ собирается перейти к депозитным аукционам и приближать ставку по ним к ключевой. "Что это означает? Центральный банк, вместо того чтобы давать кредиты, теперь собирается собирать деньги и замораживать их на своих депозитных счетах", - пояснил он. То есть "вводится своеобразный штраф на кредитование большей части отраслей экономики, где рентабельность не позволяет брать кредиты по ставке, равной ключевой", сделал вывод Глазьев. А коммерческие банки смогут "вообще ничего не делать" и стабильно получать "неплохой процент", отдав деньги ЦБ.
В результате российский регулятор "станет единственным в мире, который, вместо того чтобы выдавать деньги в экономику, будет деньги забирать, стимулируя банки не вкладывать в реальный сектор". Делать это ЦБ будет за счет бюджета, так как его прибыль поступает именно в казну, а с таким подходом она приблизится к нулю и даже превратится в убыток, предупредил Глазьев.
Советнику президента возразил министр финансов Антон Силуанов. Он указал, что отрицательные процентные ставки применяются там, где есть дефляция, тогда как в России продолжается рост цен. Во-вторых, заявил глава Минфина, целевое кредитование, о котором говорит Глазьев, противоречит рыночному подходу. Кроме того, напомнил он, Министерство финансов "сейчас дает ликвидность, потому что тратим по 2 трлн рублей в год из Резервного фонда", а это "та же самая эмиссия, по сути дела".
Позднее во вторник, 22 ноября, дискуссию в Финансовом университете прокомментировал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. "Глазьев высказал свою личную точку зрения. Мы ее не разделяем", - заявил представитель Кремля журналистам.