ЦБ РФ в марте - начале апрелязафиксировал тенденции, которые сделали возможным сегодняшнее решение оснижении на 0,5% ставки рефинансирования и ставок по всем инструментамБанка России, заявил в интервью агентству "Интерфакс" в четвергпервый заместитель председателя ЦБ Алексей Улюкаев.
"Дискуссия о ставке рефинансирования ведется всегда. До сентябряпрошлого года в ней не было экономического содержания, поскольку у насбыл отрицательный чистый кредит банковской системе. Начиная с сентября -это действительно содержательная вещь, потому что мы реально определяемцену денег для банков, в пассивах российских банков велика долярефинансирования ЦБ. Но при принятии любого решения есть не толькооснования, связанные с необходимостью, но и основания, связанные свозможностью", - сказал Улюкаев.
"Необходимость была и раньше - и в январе, и в феврале, и в марте,необходимость, связанная с тем, что при такой высокой доле фондированиясо стороны Банка России высокий уровень ставок по этим инструментамчастично перекладывается на конечного заемщика. Два ограничителя делалидля нас невозможным принятие такого решения до сегодняшнего дня -девальвационные и инфляционные ожидания", - отметил первый зампред ЦБ.
По его словам, перелом в девальвационных ожиданиях произошел впервой половине марта.
"Можно сказать, что сейчас устойчивых девальвационных ожиданий ни убизнеса, ни у населения нет. Об этом свидетельствует и динамикаструктуры депозитов населения и бизнеса - стала сокращаться долявалютных депозитов. Об этом говорит и ситуация на внутреннем валютномрынке, где есть баланс между спросом и предложением. Мы ни разу за всеэто время не продавали валюту, рынок обходится без нашего участия, еслиэто участие и было в отдельные дни, то только по линии приобретениявалюты. То есть предложение превышало спрос при этих курсовыхсоотношениях. Это означает, что в целом участники рынка чувствуют себякомфортно, и если и видят возможность изменения динамики, то в сторонуукрепления рубля. То есть девальвационных ожиданий в этом смысле несуществует", - сказал Улюкаев.
С конца марта стало реализовываться и второе необходимое дляснижения ставок условие - снижение инфляционных ожиданий, отметил первыйзампред ЦБ.
"Мы видели, что в январе-феврале динамика инфляции была выше, чемгод назад, к марту она вышла на уровень 14% относительносоответствующего периода прошлого года. Начиная с 20-х чисел марта издесь наметился перелом, и понедельная инфляция стала ниже, чем всоответствующие недели прошлого года. В результате в марте мы уже имелитакой же уровень, как и в марте прошлого года - 1,3%, сейчас достигнутарифметический баланс, то есть накопленная инфляция к 20 апреля - 6%,ровно такая, как была в прошлом году. Это означает, что за две декадыапреля она была примерно в два раза ниже, чем год назад", - сказалУлюкаев.
ЦБ ожидает, что по итогам апреля инфляция составит не более 1%, тоесть накопленная с начала года инфляция будет ниже, чем год назад.
"Мы думаем, что это не случайное явление, а тенденция, котораясвязана и с уровнем денежного предложения, и с мировымипродовольственными и энергетическими ценами. Мы рассчитываем, что нетолько безусловно уложимся в тот уровень - 13%, который зафиксирован вдокументах, но есть шансы добиться инфляции существенно ниже, чем 13%.Это дает нам основания и возможность сделать шаг по понижению ставкирефинансирования и всех ставок по всем нашим инструментамрефинансирования", - сказал первый зампред ЦБ.