Вице-премьер Игорь Сечин на встрече с послом Японии в России Масахару Коно сообщил, что Россия передала Японии предложения по сотрудничеству в энергетике, призванные облегчить последствия природных катаклизмов в Японии.
В частности, пояснил вице-премьер, "Газпром" уже направил Японии танкер со 100 тысячами тонн дополнительных объемов сжиженного природного газа. Также, по словам Игоря Сечина, планируется вдвое увеличить экспорт в Японию российской нефти - с 9,1 до 18 млн тонн.
Однако основной объем предложений России к Японии касается участия последней в крупных, дорогостоящих и долгосрочных проектах по освоению российских энергоресурсов, сообщает "Коммерсант". В частности, по словам Игоря Сечина, речь идет о разработке двух крупнейших месторождений "Газпрома" в Иркутской области: Ковыктинского и Чаяндинского. Как пояснил вице-премьер, "Чаянда и Ковыкта - проекты, в которых мы могли бы вместе работать по добыче, транспортировке, переработке и сбыту".
Это первое заявление о том, что у "Газпрома" на Чаянде и Ковыкте может появиться иностранный партнер. До сих пор предполагалось, что монополия освоит их сама, а основным потребителем газа месторождений станет Китай. Игорь Сечин уточнил, что идея привлечь японцев в проекты исходила от "Газпрома".
Глава "Газпром экспорта" Александр Медведев заверил, что ресурсов Ковыкты и Чаянды (2 трлн кубометров и 1,3 трлн кубометров газа соответственно) достаточно, чтобы обеспечить и Японию, и Китай. По его мнению, одно из месторождений могло бы стать ресурсной базой для нового завода СПГ во Владивостоке. Но пока у него нет даже технико-экономического обоснования - глава "Газпрома" Алексей Миллер и министр экономики Японии Тецухиро Хосоно только в январе подписали меморандум о намерении изучить проект.
Алексей Миллер подтвердил, что разработка Ковыкты остается перспективой в лучшем случае 2017 года.
Японскими партнерами "Газпрома" в проектах на Сахалине выступают Mitsui и Mitsubishi, но по мнению Виталия Крюкова из ИФД "Капиталъ", "создается впечатление, что пока проект нужнее российской стороне, потому что в целом спрос на газ в мире падает, а Япония - едва ли не единственный перспективный рынок, на котором Россия могла бы наращивать поставки".