Moscow-Live.ru

Вице-президент "Роснефти" Влада Русакова заявила, что американская ExxonMobil по-прежнему участвует в проекте строительства завода СПГ на Сахалине "Дальневосточный СПГ". "Я пока об этом не слышала", - прокомментировала Русакова информацию СМИ о выходе американской компании из проекта.

По словам Русаковой, "Роснефть" примет окончательное инвестрешение по проекту в конце 2015 года. Ввод в эксплуатацию - в 2018-2019 году, начало поставок СПГ в 2020 году, сообщает РИА "Новости". Ресурсно-сырьевая база проекта составляет порядка 0,5 триллиона кубометров газа с месторождений Северно-венинское и Северное Чайво на шельфе Сахалина.

Накануне российские власти поддержали идею включить проект "Дальневосточный СПГ" в проект "Сахалин-1", что позволит избежать влияния санкций, введенных западными странами против России в связи с конфликтом на Украине, сообщило агентство со ссылкой на источник в администрации Сахалинской области.

Проект "Сахалин-1" осуществляется на условиях соглашения о разделе продукции и включает три месторождения (Чайво, Одопту и Аркутун-Даги) на северо-восточном шельфе острова Сахалин. Оператор проекта - Exxon Neftegas Ltd. У компании в проекте 30%, у "Роснефти" - 20%, у японской Sodeco - 30% и у индийской ONGC - 20%. В 2013 году "Роснефть" договорилась с ExxonMobil о строительстве СПГ-завода мощностью 5 млн т.

В мае 2014 года глава "Роснефти" Игорь Сечин и президент ExxonMobil Development Нил Даффин подписали договор о продлении срока действия действующего стратегического Соглашения по реализации проекта "Дальневосточный СПГ". Завершение строительства и пуск в эксплуатацию завода СПГ, а также подводящего трубопровода и морских объектов намечены на 2018-2019 годы.

Американская компания ExxonMobil имеет несколько совместных проектов с "Роснефтью" по освоению российских месторождений. Так, "Роснефть" и ExxonMobil в начале августа в рамках совместного предприятия "Карморнефтегаз" начали бурение самой северной скважины в России - "Университетская" - с помощью платформы West Alpha.

Платформу поставила норвежской компанией North Atlantic Drilling, с которой "Роснефть" 30 июля 2014 года заключила долгосрочные соглашения по бурению на шельфе. West Alpha была транспортирована через Баренцево, Печорское и Карское моря и установлена на точке бурения на лицензионном участке Восточно-Приновоземельский-1 в Карском море.

А в 2017-2020 годах "Роснефть" и ее партнеры по шельфу (Eni, ExxonMobil, Statoil) намерены проводить там геологоразведочные и оценочные работы. Первую нефть они рассчитывают получить до 2025 года, а затем начать коммерческую добычу. Всего, по оценке "Роснефти", она может добывать на шельфе к 2030 году около 100 млн тонн - четверть всей добычи углеводородов.

При этом российская нефтяная промышленность опирается на западную техническую помощь, в частности Exxon обеспечивает работу морских буровых установок, поставляемый в рамках совместных венчурных проектов.

Бурение в партнерстве с "Роснефтью" не нарушает режима санкций, ExxonMobil рискует лишь своей репутацией, так как совместные работы с компанией из черного списка могут быть расценены как поддержка политики Москвы со стороны американского энергетического гиганта.

Соединенные Штаты ввели санкции против российских госкомпаний, в том числе "Роснефти", хотя совместное предприятие с Exxon ими не было непосредственно затронуто. Санкции лишают "Роснефть", а также ВЭБ, "Газпромбанк" и "Новатэк" доступа "к новому финансированию" в США, причем только долгосрочному, но в то же время не запрещают американским партнерам поддерживать с ними другие деловые отношения и осуществлять другие финансовые транзакции.