gazeta.ru

Холдинговая компания "Базовый элемент" и акционеры нефтедобывающей компании "Русснефть" не ведут переговоров о продаже.

Так, "Русснефть" в распространенном 24 июля заявлении официально опровергла информацию о переговорах руководства компании о продаже холдинга. "Русснефть" официально заявляет, что никаких переговоров о продаже акций холдинга ни с кем не вела и вести не собирается. ОАО НК "Русснефть" не продается", - говорится в заявлении.

"Русснефть" также заявила, что "считает провокацией сам факт распространения сегодня подобной информации", так как Арбитражным судом Москвы 19 июня 2007 года в качестве обеспечительной меры по искам ФНС был наложен арест на пакет акций компании, что делает продажу пакета акций невозможной.

Позднее глава "Русснефти" Микаил Гуцериев дал интервью Интерфаксу. "Никуда я не ухожу", - заявил Гуцериев. Отвечая на вопрос о возможной продаже компании, он ответил: "Меня все хотят купить", добавив, что переговоров в настоящее время ни с кем не ведет.

"Как дальше будет, я не знаю, пока никуда не собираюсь", - сказал президент "Русснефти". Он оценил стоимость своей нефтедобывающей компании в 8-9 млрд долларов и не стал комментировать вопрос о возможных причинах возникновения претензий налоговых органов к компании.

Такое заявление было сделано после того, как газета "Ведомости" написала 23 июля, что глава "Русснефти" Михаил Гуцериев уже на днях объявит об отставке со своего поста. По данным газеты, он ведет переговоры о продаже компании с владельцем "Базового элемента" Олегом Дерипаской, и уже сообщил о своем предстоящем уходе некоторым топ-менеджерам компании.

Между тем источники газеты "Время новостей" подтверждают циркулирующие на рынке слухи. Высокопоставленный чиновник, знакомый с бизнесом Олега Дерипаски, говорит, что информация о сделке - "уже почти правда", а источник, близкий к Микаилу Гуцериеву, рассказал, что он продает "Базовому элементу" все 100% акций "Русснефти".

Официально компании могут объявить о сделке до конца июля. Как пишет газета, сам Гуцериев уже сообщил коллегам о предстоящей продаже, а также о том, что он выходит из нефтяного бизнеса.

Если сделка все же состоится, то, очевидно, для г-на Гуцериева она будет иметь вынужденный характер. Осенью прошлого года у "Русснефти" неожиданно начались проблемы с властями.

Проблемы Микаила Гуцериева начались еще в 2002 году, когда он по решению правительства (а по неофициальным данным - по рекомендации президента) был отставлен с государственной должности - президента российско-белорусской компании "Славнефть". В Кремле были недовольны тем, что на выборах президента Ингушетии он поддерживал собственного брата в противовес кандидату, которого поддерживал Владимир Путин.

Предприниматель вскоре создал "Русснефть", которая и стала его основным бизнесом, и где ему принадлежало 70% акций, в остальное - его семье. За четыре года г-н Гуцериев активно скупал под свою компанию все мало-мальски рентабельные нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие активы, выставляемые на продажу. В результате за несколько лет добыча "Русснефти" выросла с нуля до 17 млн тонн нефти в год. В прошлом году компании удалось приобрести два НПЗ - Орский и Краснодарский, а также около 90 АЗС, 60 из которых находятся в Москве.

Однако в июне на "Русснефть" подала в суд Федеральная налоговая служба, обвинив компанию в налоговых махинациях при продаже акций. По данным ФНС, "Русснефть" разбила свои акции на несколько пакетов и провела их через многочисленные цепочки купли-продажи. В своем исковом заявлении ФНС потребовала перевести все акции "Русснефти" в доход государства. В результате 19 июня суд наложил арест на все акции компании в качестве обеспечительной меры, который действует до сих пор. А 23 июля Московский арбитраж вынес очередное решение не в пользу нефтяной компании, признав законным требование ФНС о взыскании с "Русснефти" порядка 3,4 млрд рублей (134 млн долларов) налоговой задолженности.