Минэкономразвития подготовило новую, доработанную версию законопроекта, который существенно меняет правила финансового оздоровления компаний. Законопроект порадует должников, не желающих потерять бизнес из-за несговорчивости кредиторов. Компании-должники смогут не платить по долгам до пяти лет, часть их списать, а кредиторов разбивать на группы, чтобы было проще договориться. Министерство также предлагает ввести механизм трансграничных банкротств.
Подготовить документ правительству поручил в феврале президент Дмитрий Медведев по просьбе одного из таких должников - Олега Дерипаски, компании которого набрали около 25 млрд долларов долгов. Бизнесмен на встрече с президентом отметил, что нынешний закон не создает условий для эффективного финансового оздоровления компаний. "Если сейчас предприятие не может платить по долгам, это не значит, что оно не сможет делать этого осенью", - заявил тогда глава "Русала".
Как отмечают "Ведомости", последняя редакция проекта, подготовленная Минэкономразвития, существенно расширяет права должников даже по сравнению с майской версией поправок - не говоря уже о действующем законе "О несостоятельности (банкротстве)". Ради этого меняется даже название закона, его предложено назвать "О финансовом оздоровлении и несостоятельности (банкротстве)". Другое название дано специально, чтобы акцентировать внимание на реабилитационных процедурах, а не на распродаже активов за долги, объясняет замдиректора департамента Минэкономразвития Дмитрий Скрипичников.
По переименованному закону компания сможет инициировать процедуру финансового оздоровления сама и сразу, достаточно обратиться в суд - сейчас прежде нужно пройти процедуру наблюдения (семь месяцев). Во время банкротства будет действовать мораторий на взыскание долгов заявителя, ему не потребуется предоставить суду банковскую гарантию - сейчас гарантия нужна в любом случае, причем на 20% больше реестровой задолженности.
Максимальный срок финансового оздоровления увеличен с двух до пяти лет, но после трех лет продление процедуры придется утвердить в суде. Кроме того, проект предлагает разделить требования кредиторов на классы и договариваться с каждым классом в отдельности.
В плане оздоровления может быть предусмотрено списание части долгов и даже обмен их на акции - сейчас долг должен быть погашен полностью. Утвердить план со списанием долгов можно будет напрямую у суда, достаточно согласия 25% кредиторов. Придется только доказать, что кредиторы в случае оздоровления получат больше, чем при конкурсном производстве.
Наиболее серьезные изменения, пишет "Коммерсант", законопроект вводит в отношении холдингов. В законе должны появиться разделы о банкротстве компаний, входящих в одну группу. В последнее время арбитражные суды столкнулись с многочисленными банкротствами компаний, входящих либо входивших в группы и аккумулировавших их долги. Это дела ЗАО "Связной" (налоговые претензии - 2,7 млрд рублей), ЗАО МИАН, ООО "Эльдорадо" (переименовано в ООО "Оптовик", претензии - свыше 13 млрд рублей), ООО "Сониквай" (бывшая оптовая компания сети "Техносила", претензии - около 1,2 млрд рублей), компании сети "Арбат Престиж" (долги - свыше 5,3 млрд рублей), ООО "Самохвал" (бывший оператор одноименной торговой сети, ныне ООО "Меркурий", долги - около 5 млрд рублей).
Минэкономразвития предлагает, чтобы дела о банкротстве компаний группы велись одним судом в рамках одного производства. Законопроект позволяет кредиторам требовать банкротства сразу всех компаний группы при условии, что предпринимательская деятельность велась недобросовестно (например, из какой-либо компании выводились активы). И в отношении компаний группы могут вводиться единые процедуры наблюдения, финансового оздоровления, в них может быть единый арбитражный управляющий.
Для банкротства холдингов, деятельность которых осуществляется в России и за рубежом, Минэкономразвития предлагает ввести механизм трансграничных банкротств. В случае принятия закона судам предстоит более тщательно выявлять все связи внутри холдингов и их конечных владельцев. Процедуры, предлагаемые разработчиками, схожи с правилами Европейского союза. Эксперты считают, что эффективность их в России будет зависеть от того, станут ли зарубежные суды признавать решения российских.
Теперь законопроект должен пройти согласование в заинтересованных ведомствах, после чего внесен в правительство, а затем и в Госдуму.