Число работников крупных и средних предприятий за полгода сократилось на 112 тысяч человек, утверждают статистики. С января 2011-го по июнь 2012 года сальдо принятых на работу и уволенных составило почти минус 300 человек. К сокращению числа трудоспособных это никакого отношения не имеет: напротив, за последние полтора года число занятых увеличилось на 2,6 млн человек (на 3,7%) до 72,2 млн, а безработица снизилась с 7,8 до 5,4%. Рынок труда растет за счет неформальной занятости, указывают "Ведомости".
По данным Росстата на июнь, на крупных и средних предприятиях, а также в госсекторе работают до 34,9 млн человек, 48% всех занятых в экономике. Вместе с сотрудниками малых предприятий в корпоративном секторе трудится около 45 млн человек. Из 27 млн оставшихся 5,4 млн можно отнести к индивидуальным предпринимателям и ими нанятым. Остается почти 22 млн человек - почти 30% занятых в экономике. Это и есть неформальный и нерегулируемый сектор.
Это, например, незарегистрированные самозанятые (без статуса ИП), фермеры, няни, домработницы, работающие в семейном микробизнесе, перечисляет директор Центра трудовых исследований ВШЭ Владимир Гимпельсон.
По расчетам Центра, неформальная занятость за 2000-2008 гг. выросла на 14% (примерно на 8 млн человек) при сокращении формальной на 3%, последовавший кризис эту тенденцию только усилил.
На российском рынке труда, указывает он, за 2008-2010 годы число ликвидированных рабочих мест превышало созданные в среднем на 2,1% ежегодно. В развитых странах создается 10-15% новых рабочих мест в год, в России - 8-9%, что характеризует экономику как очень вялую, считает эксперт.
Кроме того, оборот рабочей силы в России при отсутствии прироста новых рабочих мест слишком высок, полагает он: ежегодно примерно пятая часть занятых меняет место работы. При этом четверть работающих по найму либо вообще не платят взносы в ПФР, либо платят с части заработка, либо не в курсе, осуществляются ли такие взносы, выяснила Анна Лукьянова из ВШЭ.
Сокращение занятости в корпоративном секторе и рост в неформальном - отражение качества бизнес-климата, считает Гимпельсон. Это сигнал о наличии серьезной проблемы: неформальный сектор не отличается высокой производительностью труда, высокими заработками и педантичной уплатой налогов, в частности взносов в Пенсионный фонд, дефицит которого становится одной из ключевых проблем экономики.