Центробанк рекомендует своим территориальным учреждениям "проводить встречи" с руководителями и владельцами банков, клиенты которых проводят сомнительные операции с Казахстаном. Приходить на встречи нужно вместе с клиентами, которых ЦБ заподозрил в сомнительных операциях.
Такую "тяжелую артиллерию", по выражению газеты "Ведомости", ЦБ решился применить, так как считает, что банки могут быть вовлечены в отмывание доходов по схеме фиктивного импорта: их клиенты проводят товарные сделки с Казахстаном, перечисляя деньги за пределы республики.
По закону ЦБ не может требовать от банков встреч с клиентами, но и рекомендации ЦБ для банка - это указания к действиям во избежание последствий. Присутствие клиентов необходимо для того, чтобы они объяснили экономическое содержание операций, а также подтвердили фактическое нахождение на территории России товара, ввезенного из Казахстана.
Аналогичных писем, касающихся Белоруссии, не рассылались, утверждает издание.
В аппарате правительства считают, что такой контроль за операциями клиентов, занимающихся торговой деятельностью с Казахстаном, не нарушает никаких соглашений о функционировании единого экономического пространства или Таможенного союза.
Но по словам человека, близкого к Росфинмониторингу, Казахстан и Белоруссия - стратегические партнеры России, со стороны Казахстана может последовать негативная реакция на такое пристальное внимание. В отчете FATF (Международная группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег) прогресс Казахстана признан удовлетворительным.
В России считают казахстанское направление проблемным, так как оттуда поступает большая часть серого импорта. Пользуясь отсутствием границ внутри Таможенного союза, импортеры создают видимость поставки товара, в счет оплаты которого выводят деньги за рубеж.
Напомним, месяцем ранее Центробанк опубликовал официальную оценку объемов вывода капитала из России c помощью фиктивного импорта товаров из Белоруссии. Как оказалось, только в 2012 году из России ушло более 15 млрд долларов, более четверти совокупного чистого оттока капитала из страны.
Представители ЦБ указывали, что так называемый "белорусский синдром" заместил иные схемы, ставшие неудобными в результате действий регуляторов. Цифра в 15 млрд долларов не учитывает вывод капитала из России через аналогичные "казахстанские схемы". В ЦБ их объем не раскрывают.
Суть схемы в том, что российские резиденты переводят средства по внешнеторговым контрактам, по которым "ввоз" товаров "осуществляется" из Белоруссии и Казахстана, а средства перечисляются на счета "продавцов" в иностранных банках за пределами этих стран. Проверить такие поставки на фиктивность мешает отсутствие таможенного контроля на границах России, Белоруссии и Казахстана.
О том, что к соседям по Таможенному союзу стали "сбегать" многие российские компании, говорил и бизнес-омбудсмен России Борис Титов. Еще летом 2011 он называл Казахстан своеобразным оффшором для российских бизнесменов и утверждал, что что в скором времени такое бегство капитала примет массовый характер.
Казахстанские налоговики со своей стороны отмечают прирост российских предпринимателей в стране. Тенденция вызвана отсутствием пошлин и более либеральной фискальной политикой Казахстана в сравнении с Россией.
За период действия Таможенного союза и Единого экономического пространства в Казахстан пришли более 1000 предпринимателей, по данным председателя налогового комитета Министерства финансов РК Ануара Джумадильдаева.