Владимир Путин в очередной раз выступил в роли главного лоббиста российского ВПК. В среду на заседании Совета безопасности президент лично огласил финансовые итоги экспорта российских вооружений в 2001 году. "Результаты неплохие - 4,4 млрд долларов валютной выручки, что значительно выше, чем в прошлом году", - посчитал президент. До сих пор чиновники были скромнее: "рубеж в 4 млрд. долл. мы преодолели, но до 4,2 млрд. долл. все же не дотянули". Скорее всего, причина разночтений - поставки российской техники в Афганистан, делает вывод "Коммерсант".
Впрочем, и это далеко не предел - если государство всерьез займется поддержкой экспорта, считают в Кремле. Между тем самого Путина трудно упрекнуть в недостатке внимания к продвижению продукции отечественного ВПК на внешнем рынке, пишет "Время новостей". В общении со своими зарубежными коллегами российский президент взял за правило обязательно подводить беседу к деликатной теме военно-технического сотрудничества. То австрийскому канцлеру ненавязчиво предложит в обмен на долги наши МиГ-29, то на переговорах с французским президентом напомнит о возможности использования российских зенитных ракет в европейской ПРО. А прошлогодний полет Путина на истребителе Су-27 в небе Чечни вообще стал примером "высшего пилотажа" в области военного лоббирования.
Но господдержка должна быть гораздо более разносторонней, считают чиновники: чтобы добиться реальных результатов в продвижении нашего оружия на мировой рынок, необходимо обеспечить поддержку по всем направлениям - политическому, административному и финансовому.
Самым любопытным и таинственным выглядит последнее направление - в Совете безопасности никаких конкретных цифр не называют, повторяют лишь что, да, деньги нужны. И желательно, чтобы они были сосредоточены в одних руках, отметил начальник управления проблем оборонно-промышленной безопасности Вячеслав Безбородов.
Судя по всему, эти "одни руки", в которых будет в ближайшее время сосредоточено большинство финансовых и административных рычагов, станут руками начальника Комитета по военно-техническому сотрудничеству Михаила Дмитриева. Комитет, созданный президентским указом год назад, сейчас занимает вторую ступеньку в сформированной в России "вертикали ВТС": выше только сам Владимир Путин, а все остальные, включая "Рособоронэкспорт" - ниже.
За год реформирования оборонного экспорта, Путин ввел все необходимые законодательные инструменты, отмечает "Время новостей", и теперь пытается добиться от подчиненных того, чтобы вся система стала нормально работать. "Без этого качественного прорыва не будет", - подчеркивает президент.
Тем временем "Коммерсант" считает, что кардинально здесь ничего не изменится. Координировать всю работу по-прежнему будет КВТС; почти монопольным экспортером готовой продукции останется "Рособоронэкспорт" - никакой модной либерализации здесь не предвидится. Скорее, наоборот - из пяти предприятий, имеющих сейчас право самостоятельного экспорта, три или четыре будут этого права лишены.
Впрочем, даже с учетом этого существенно изменить свои позиции на мировом оружейном рынке Москве будет непросто: опыт последних лет показывает, что российская доля на этом рынке вряд ли может быть существенно выше 10%, подводит итог газета.