Стремление следовать правилам ВТО дорого обошлось руководителю налогового департамента Минфина Михаилу Моторину. Он вынужден уйти в отставку из-за постановления правительства №500, которое позволяет "Газпрому" и нефтяным компаниям сократить таможенные платежи на 40-50 млрд рублей.
Постановление правительства №500 вышло 13 августа. Оно устанавливает новые правила определения таможенной стоимости товаров, от которой зависит размер таможенных платежей. Постановление разрешает не включать в таможенную стоимость транспортные расходы, а также пошлины, налоги и сборы, взимаемые в России.
Это соответствует требованиям ВТО о единстве экспорта и импорта, указывают "Ведомости". Однако Федеральная таможенная служба (ФТС) оказалась в замешательстве. Сейчас таможенная пошлина взимается исходя из экспортной стоимости, указанной в контрактах компаний. Она включает в себя величину экспортной пошлины и транспортные расходы, объясняет начальник главного управления федеральных таможенных доходов ФТС Александр Воронин. Разница значительная: по расчетам Минфина, таможенная стоимость уменьшилась бы на 30% за счет экспортной пошлины и на 10% - за счет стоимости транспортировки. Только на экспорте газа за три с половиной месяца бюджет потерял бы 40-50 млрд рублей, говорит федеральный чиновник. "Непонятно, как проворонили, что это выбивает из бюджета огромные суммы", - сокрушается он. "Мы хотели привести порядок экспорта в соответствие с правилами ВТО, - оправдывается Моторин. - А фискальный аспект не учли".
Правда, воспользоваться новыми правилами экспортеры не успели. "Мы ждали от ФТС инструкции, чтобы начать выделять из таможенной стоимости расходы на прокачку газа, но так и не дождались", - сокрушается источник в "Газпроме".
Ошибку уже исправили, и единственной жертвой стал Моторин. 20 октября правительство выпустило постановление № 616, по которому новые правила определения таможенной стоимости не распространяются на транспортировку газа, нефти и передачу электроэнергии. Глава налогового департамента подтвердил, что уходит из Минфина с 1 декабря, но связь отставки с постановлением отрицает. Он работает в Минфине с 1997 года.