Фото NEWSru.com

Споры о том, уйдет ли в отставку мэр Москвы Юрий Лужков и как скоро это произойдет, не утихают уже три недели, пишет журнал "Коммерсант. Деньги". При этом политические баталии заслоняют экономическую интригу. Между тем с данной точки зрения не так уж важно, когда и как 74-летний политик оставит свой пост. Важно, что после этого в Москве начнется передел бизнеса. Издание провело инвентаризацию финансовых потоков городского бюджета, а также постаралось понять, где лежат наиболее лакомые куски.

Как известно, Москва является отдельным субъектом федерации. Бюджет города в 2010 году имел следующие характеристики: доходы - 1 трлн рублей, расходы - 1,12 трлн рублей, дефицит - 120,1 млрд.

- В префектурах распределяют заказы слишком закрыто
- Еще один лакомый кусок в Москве - продажи прав на аренду помещений
- Лужков в отставку не собирается
- Первый заместитель Лужкова: с его уходом инвестклимат Москвы не пострадает

Разумеется, не весь триллион расходов Москвы распределяется ее мэрией. Львиная доля средств идет по линии федеральных ведомств. Никто не даст мэрии, например, заплатить милиционерам меньше положенного, а сэкономленные средства направить на другую статью. Зато тем же милиционерам или учителям мэрия может доплачивать из средств города (что и делает).

Бизнес, который желает претендовать на часть расходов по линии ведомств, должен обращаться не в мэрию, а в соответствующие федеральные министерства. Исключением, пожалуй, является Департамент образования правительства Москвы: "московская" доплата столь велика (она сопоставима с федеральными расходами), что средства распределяются отдельно через аукционы.

Но и того, что распределяется мэрией, вполне достаточно, чтобы заинтересовать бизнес: согласно бюджету на 2010 год, городской заказ Москвы составляет 293,5 млрд рублей.

При этом не стоит забывать, что в Москве двухуровневая система власти, отмечает издание. Часть финансовых потоков распределяется непосредственно мэрией, а часть отдается в префектуры. Критерием является объем: мэрия распределяет подряды от 20 млн рублей и закупки от 10 млн рублей. Все, что ниже, отдается в префектуры. Заказы, распределяемые мэрией, проходят через тендерный комитет правительства Москвы, префектуры обходятся без этого.

В 2010 году соотношение было таким: 184,5 млрд рублей расходов мэрия оставила под своим управлением, а 108 млрд рублей отдала на откуп префектурам. "Коммерсант. Деньги" замечает, что соотношение мэрия/префектуры около 1,6-1,7 сложилось в начале нулевых годов и с тех пор не меняется.

Распределение городского заказа на уровне мэрии происходит на публичных аукционах - таков закон. И до сих пор 3-4% аукционов носит закрытый характер, то есть любой желающий к ним не допускается. Мэрия постоянно обещает снизить этот процент и обещание, надо сказать, выполняет. Например, в 2006 году доля закрытых аукционов составляла 7%.

В префектурах распределяют заказы слишком закрыто

Никакого аукциониста с молотком на московских торгах, разумеется, нет. "По оперативным данным Департамента города Москвы по конкурентной политике, в период с начала августа по 16 сентября 2010 года на Единой электронной торговой площадке правительства Москвы государственными заказчиками города объявлено 1117 аукционов на сумму почти 27 млрд рублей", - сообщает сайт московских торгов.

"Если раньше возникали случаи силового давления на участников, то в электронном аукционе участники зашифрованы, они не видят друг друга. Гарантом этого является площадка",- продолжает тот же сайт. Площадка ОАО ЕЭТП Москвы начала полноценную работу в 2006 году. Сейчас она является уполномоченным оператором не только Москвы, но и, например, Минэкономразвития и ФАС.

Префектуры распределяют свои заказы гораздо более закрыто. При префектурах созданы конкурсные комиссии, торги вроде бы публичны, однако информации об аукционах в префектурах зачастую слишком мало, что дает основание подозревать коррупционную составляющую. Впрочем, и на уровне мэрии довольно большое число аукционов проходит с одним участником. Законодательство в этом случае формально не нарушено, но вопросы, как говорится, остаются.

Еще один интересный момент - субподрядчики. Выигравший тендер вовсе не обязан все делать сам. Мало того, по московскому законодательству он обязан 20% полученной от города суммы отдать на субподряды малому бизнесу. Владельцами фирм-субподрядчиков иногда оказываются лица со знакомыми фамилиями либо аффилированные с чиновниками.

Еще один лакомый кусок в Москве - продажи прав на аренду помещений

Городской заказ - далеко не единственный лакомый кусок в Москве. Например, Москва, как положено, продает нежилые помещения на аукционе, однако право их аренды на торги не выставляется.

Арендовать за копейки у города, а затем раздать в субаренду по рыночным ценам - выгодный бизнес, отмечает журнал. В городском бюджете на 2010 год предусмотрены доходы от сдачи в аренду имущества в размере 33,7 млрд рублей. Из них доходы от сдачи в аренду нежилых помещений – 12,1 млрд, остальное (то есть 21,6 млрд) должна принести городу сдача в аренду земли.

Часть помещений сдается в аренду непосредственно городом, а часть - префектурами. Соотношение мэрия/префектуры смещено в сторону мэрии: уже несколько лет оно держится около 1,5. Критерий отбора тот же: управление крупными площадями мэрия оставляет за собой. Поэтому именно на мэрию в лице Департамента имущества города Москвы приходится большая часть игры с субарендой. Префектурам же остается сдавать свои помещения непосредственно коммерсантам. Но конкурса нет и в этом случае: в каждой префектуре висит список помещений, однако невозможно проверить, является ли он полным и когда обновлялся.