rbc.ru

Прокуратура Самарской области завершила расследование уголовного дела в отношении руководителей компании "Волготанкер", обвиняемых в мошенничестве и легализации доходов, причинивших, по оценке следствия, ущерб государству на 1 млрд рублей. В том случае, если суд определит вину обвиняемых, компания, бывшая партнером ЮКОСа по экспорту нефти, скорее всего перейдет под контроль государства.

Как сообщается в заявлении Генпрокуратеры, опубликованном во вторник 28 ноября на интернет-сайте ведомства, завершено следствие в отношении четверых руководителей "Волгтанкера", которые обвиняются в мошенничестве, совершенном группой лиц по предварительному сговору, и легализации доходов, полученных преступным путем. Дело передано в суд.

Как полагает следствие, руководитель самарского филиала пароходства Владимир Коряков, главный бухгалтер Любовь Базильская, руководитель службы безопасности Евгений Артюхов и начальник дирекции судоходной политики Юрий Исайчев необоснованно получали через налоговые органы денежное возмещение за якобы оказанные экспортные услуги. Тем самым они нанесли государству ущерб на сумму около одного миллиарда рублей.

В отношении других фигурантов дела - экс-председателя совета директоров предприятия Александра Александровича, исполнительного директора управляющей компании "Волготанкер-АМС" Андрея Азарова и главы датской компании Volgotanker Marine Services Ильи Кацнельсона материалы выделены в отдельное производство. Им заочно предъявлены обвинения в мошенничестве, легализации доходов и злоупотреблении полномочиями. Все они находятся в международном розыске.

На счета и имущество компании, общая стоимость которого составляет 1,3 млрд. рублей, наложен арест. После утверждения прокурором области Юрием Денисовым обвинительного заключения 86 томов уголовного дела направлены в Самарский областной суд.

Дело "Волготанкера"

"Волжское нефтеналивное пароходство "Волготанкер" учреждено в 1992 году в результате акционирования и приватизации государственного предприятия. Пароходство являлось крупнейшим российским владельцем танкеров смешанного плавания река-море, обеспечивающим доставку нефтепродуктов по водным путям европейской части России в бассейнах Каспийского, Балтийского и Черного морей, а также перевозку экспортно-импортных энергетических грузов как внутри страны, так и за рубеж.

В середине 1998 года компания "Роспром-ЮКОС" стала владельцем 31-процентного пакета акций "Волготанкера". Позже доли владения распределились между государством, которому принадлежит около 20% акции компании, и топ-менеджментом компании, который через офф-шоры управляет пакетом около 78% акций.

После начала кампании против ЮКОСа начались проблемы и у "Волготанкера". В декабре 2004 года самарские налоговики обвинили компанию в незаконном получении возмещения НДС на сумму примерно 700 млн рублей. По российским законам любая российская транспортная компания имеет право на возмещение НДС при экспорте товаров, однако, по версии налоговых служб, объединение "Волготанкер" фактически не являлось перевозчиком грузов, поскольку отдало свои суда по фрахту иностранной компании. Позже налоговики увеличили сумму налоговых требований до одного млрд рублей.

Одновременно с налоговыми претензиями правоохранительные органы возбудили уголовные дела в отношении высшего звена управленцев компании. Несколько топ-менеджеров "Волготанкера", включая председателя совета директоров и одного из основных акционеров, Александра Александровича, покинули Россию.

По оценке прокуратуры, на данный момент все имущество и средства на счетах "Волготанкера" оценивается в 1,3 млрд рублей, то есть, в том случае, если суд согласится с обвинениями прокуратуры, компания может повторить судьбу ЮКОСа и уйти с молотка в счет погашения налоговой задолженности.

По статье "Мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору" максимальное наказание предусматривает лишение свободы на срок до шести лет. По статье "Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем" максимальное наказание предусматривает лишение свободы на срок до четырех лет.