НТВ

Вчерашняя отставка председателя совета директоров ОАО "АвтоВАЗ" Владимира Каданникова стала полнейшей неожиданностью не только для рынка, но и для других руководителей ВАЗа. По крайней мере - официально.

Как сообщают "Ведомости", Каданников взял слово в конце рядового заседания совета директоров и неожиданно попросился в отставку в связи с пенсионным возрастом. Повестка дня вчерашнего заседания была стандартной, "это стало новостью для всех нас, никто не ожидал ничего подобного", заявил газете один из членов совета директоров.

Аналитики недоумевают, что могло стать непосредственной причиной решения Каданникова уйти в отставку, отмечает "Время новостей". А "Коммерсант" между тем утверждает, что уход Каданникова стал ни много ни мало прямым следствием смены собственника автозавода. Более 60% акций которого перешли под контроль группы компаний СОК, которая еще при бывшем председателе заняла ключевые посты на заводе.

"Ведомости" подтверждают информацию о том, что у завода может смениться собственник. Однако, по данным газеты, это будет не группа СОК, а какая-то из госструктур, которой отойдет никак не меньше блокирующего пакета акций завода. Издание утверждает, что уйти в отставку Каданникова на прошлой неделе убедили в администрации президента.

В то же время проверить эту информацию сложно. Дело в том, что структура акционеров самого "АвтоВАЗа" всегда была непрозрачной. Более 70% акций завода находятся у номинальных держателей, которые частично либо принадлежат самому "АвтоВАЗу", либо физическим лицам.

Официальная структура уставного капитала "АвтоВАЗа" крайне запутана. 32,3% акций принадлежат ООО "Центральный московский депозитарий" (это бумаги ОАО "Автомобильный всероссийский альянс" – AVVA, которое на 84% принадлежит АвтоВАЗу); 19,99% – ЗАО "Центральное отделение Автомобильной финансовой корпорации" (49% его акций принадлежат АвтоВАЗу, 10% – AVVA; 26% – ЗАО "Фитом", учрежденному менеджерами АвтоВАЗа, в том числе Владимиром Каданниковым); 7,05% – Внешэкономбанку; 12,9% – ЗАО ДКК.

По данным "Коммерсанта", пакеты акций предприятия, принадлежащие AVVA и ЦО АФК, уже перешли в собственность одной из структур ГК СОК. Эту информацию газете неофициально подтвердили на "АвтоВАЗе", в мэрии Тольятти и один из крупнейших дилеров автозавода.

В пресс-службе СОК отказались комментировать отставку Владимира Каданникова и утверждения о смене контрольного акционера.

СОК на ВАЗе

Влияние менеджеров созданной десять лет назад группы СОК усиливалось в руководстве "АвтоВАЗа" в течение нескольких последних лет. Сегодня СОК поставляет на "АвтоВАЗ" 37-50% автокомпонентов (для разных моделей), полностью контролирует сбытовую сеть автозавода и вторичный рынок вазовских запчастей. Отказаться от этого сотрудничества "АвтоВАЗ" в одностороннем порядке не может: только за прекращение контракта на эксклюзивные поставки СОК запчастей на вторичный рынок автозаводу грозит штраф в размере 14 млрд рублей.

Экспансия СОК на "АвтоВАЗ" началась в 2002 году: в начале февраля вице-президент самарской группы Юрий Амелин занял пост заместителя начальника управления региональных поставок "АвтоВАЗа". В апреле этого же года во все 49 региональных консигнационных складов "АвтоВАЗа" на должности заместителей гендиректоров были направлены менеджеры СОК. В июне 2002 года на "АвтоВАЗе" было создано новое подразделение – дирекция по организации поставок автомобилей, запасных частей и техническому обслуживанию. Руководителем нового департамента был назначен Александр Наметкин, директор компании "Самара-Лада", находящейся под управлением СОК. Сейчас на "АвтоВАЗе" около 30% менеджеров – выходцы из ГК СОК. И именно они де-факто осуществляют управление заводом, утверждает "Коммерсант".

Новый состав совета директоров акционеры "АвтоВАЗа" изберут 22 декабря. Среди других наиболее вероятных кандидатур на пост председателя называют вице-президента "АвтоВАЗа" по стратегическому и корпоративному управлению Михаила Москалева и первого вице-президента Юрия Степанова.

Эпохальный директор

Каданников был целой эпохой для "АвтоВАЗа", отмечает "Время новостей". Начав свою трудовую биографию на ГАЗе, он переехал в Тольятти в 1967 году. За десять лет прошел путь от заместителя начальника цеха крупной штамповки до директора прессового производства. В 1969-1971 годах руководил технической делегацией ВАЗа на туринском заводе Fiat, где перенимал опыт и технологии итальянского партнера. В 1976-1986 годах Каданников - заместитель генерального директора по производству, а затем первый заместитель гендиректора объединения "АвтоВАЗ" и директор научно-технического центра.

Перестройка и реформы 90-х сделали Каданникова символом "АвтоВАЗа". В 1988 году на конференции трудового коллектива он был избран генеральным директором "Волжского объединения по производству легковых автомобилей". Пост председателя совета директоров он впервые занял в 1993 году, а с 1994 по 1996 годы являлся гендиректором - президентом компании. При нем "АвтоВАЗ" был акционирован. В 1996 году Каданников был назначен первым зампредом правительства России, но уже в ноябре того же года вернулся на "АвтоВАЗ", где вновь был избран председателем совета директоров, обязанности которого исполнял до настоящего времени.

Отставка Владимира Каданникова происходит не в самые легкие для автозавода времена: еще весной стало ясно, что топ-менеджменту завода придется как минимум на 20% сокращать персонал, а также социальные расходы (пока на 850 млн рублей). Кроме того, партнерство "АвтоВАЗа" с крупнейшим мировым автопроизводителем – General Motors, с которым все (в том числе сам Каданников) связывали будущее Волжского автозавода, в последний год дало трещину. СП "GM-АвтоВАЗ", переговоры о создании которого велись пять лет и привели к положительному результату лишь в 2001 году, стало самым дорогостоящим производственным проектом в постсоветском автопроме (338 млн долларов).

При этом продажи внедорожника Chevrolet Niva, выпускаемого СП, сокращаются (в первом полугодии продано 21,7 тыс. авто против 24,1 тыс. за аналогичный период прошлого года), программа по выводу этого автомобиля на европейский рынок свернута из-за его низкого качества, а последний проект СП – запуск модели Chevrolet Viva (Opel Astra предыдущего поколения) – провалился: устаревший автомобиль стоимостью около 15 тыс долларов не пользуется спросом. За первое полугодие этого года была продана всего 961 машина при годовом плане в 7 тысяч.

Рынок связал последние неудачи завода с именем Каданникова, и потому положительно отреагировал на отставку: в конце дня стоимость обыкновенных акций "АвтоВАЗа" поднялась на 10,64%, а привилегированных - более чем на 12%.

"Смена руководства всегда закономерна и часто идет на пользу предприятию, - заявил "Коммерсанту" Дэвид Херман, экс-глава представительства General Motors в России, идеолог партнерства GM и АвтоВАЗа. - Хорошо, что господин Каданников это осознает. Я считаю, он уходит вовремя, дает шанс новым молодым руководителям воплотить в жизнь свои идеи".