Правительство запустило процедуру деприватизации крупнейшей российской гидроэлектростанции - Саяно-Шушенской. Ее инициатором стало правительство Хакасии. А сейчас к ней подключилсоь правительство. В соответствии с решением арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 марта вице-премьер Александр Жуков выдал министру экономического развития и торговли Герману Грефу предписание "обеспечить принятие имущественного комплекса Саяно-Шушенской ГЭС в федеральную собственность".
История конфликта такова. При приватизации станции в 1992 году вместо ее акций республика получила право покупать электроэнергию для внутреннего потребления по самому низкому в стране, отпускному, тарифу ГЭС. В 2003 году федеральный центр объявил, что действие льготы будет прекращено, и тогда Хакасия решила отстоять дешевую электроэнергию. В апреле 2003 года правительство республики подало иск с требованием признать сделку по приватизации ГЭС ничтожной и одновременно предложило РАО ЕЭС заключить мировое соглашение, предусматривающее сохранение дешевого электричества для Хакасии до 2020 года. РАО ответило отказом, а арбитражный суд республики дважды отказал в удовлетворении иска, отмечают "Ведомости".
Но 12 марта апелляционная инстанция, Арбитражный суд Сибирского федерального округа, признала приватизацию ГЭС незаконной. Как отмечает "Коммерсант", вице-премьер подписал постановление еще до истечения срока, отведенного РАО ЕЭС на обжалование вердикта суда в вышестоящей инстанции. И даже если РАО ЕЭС удастся отстоять свою позицию, оно все равно понесет потери: его капитализация сегодня упадет.
В Белом доме ситуацию разъяснили так: "Никто ничего ни у кого прямо сейчас отбирать не собирается. Но порядок есть порядок: суд направил свое решение Михаилу Фрадкову, тот - Жукову, а он - Грефу. Если решение суда будет пересмотрено, все останется на своих местах".
В РАО ЕЭС "Коммерсанту" заявили, что в случае деприватизации ГЭС доля государства в уставном капитале РАО "ЕЭС России" сократится и составит чуть более 50% (эта доля зависит от количества имущественных комплексов объектов энергетики, внесенных на баланс РАО). Тогда будет нарушен закон об особенностях распоряжения акциями РАО ЕЭС, который запрещает продажу и иные способы отчуждения акций энергокомпании, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Кроме того, этим законом за государством закреплена обязанность владеть не менее чем 51% акций РАО. "Государству придется в срочном порядке вносить изменения в этот закон", - заявляют энергетики.
При этом в РАО считают, что приватизация станции проходила в полном соответствии с действовавшим тогда законодательством, и не теряют надежды на обжалование этого решения в Высшем арбитражном суде до 12 июня.
Аналитики в этой ситуации, естественно, предвещают падение акций РАО ЕЭС, торгуемых на фондовых рынках. "Первая реакция рынка, безусловно, будет весьма эмоциональной. Акции упадут, и падение может составить 7-8%. Но затем рынок будет ждать официальной позиции правительства, оно должно будет либо определить механизмы компенсации стоимости выпадающего имущества миноритарным акционерам РАО ЕЭС, чьи права будут ущемлены деприватизацией, либо вернуть все на круги своя", - считает аналитик банка "Зенит" Сергей Суверов.