Архив NTVRU.com

Экономический спад ударил по японскому преступному миру так же серьезно, как и по законной экономике. Десять лет назад уважающий себя бандитский босс ездил исключительно в "Мерседесе". Сейчас он может согласиться и на "Тойоту".

Все больше безработных гангстеров пытаются найти работу в нормальных компаниях, они стараются повысить свои шансы, замаскировав отсутствие мизинца - признанный знак принадлежности к бандитскому миру в Японии. Спрос рождает предложение: в переулке района Токио Мегуро располагаются помещения компании New Body Institute, занимающейся необычным, но находящемся на подъеме бизнесом. За 380 тыс. иен (2500 долл.) потерявшие работу гангстеры делают себе силиконовые протезы отрубленных мизинцев. Причем часто за новые пальцы платят не сами гангстеры, а главари группировок - такова своеобразная форма выходного пособия.

Владелец компании Мария Ниино говорит, что дела никогда не шли так хорошо. "Сейчас очень тяжело быть гангстером, - объясняет она. - В бизнесе спад, компании банкротятся, не могут платить за "крышу".

Очевидно, преступные организации реагируют на изменение экономической ситуации гангстерским вариантом сокращений гораздо более оперативно, чем легальные корпорации, пишет Financial Times, материал которой публикует "Инопресса". Отмечают это и сторонние аналитики. "Якудза стала лидером реформ и реструктуризации в Японии, - отмечают эксперты крупного инвестиционного банка UBS Warburg. - Корпоративному сектору было бы полезно брать с нее пример".

В то время как японские компании пока только пытаются смириться с необходимостью реформ, японские "борьекудан", или "якудза", уже активно используют такие методы, как сокращения рабочих мест, слияния, приобретения, эффект масштаба и создание международных альянсов.

Так, три крупнейшие криминальные группы - ямагучи-гуми, инагава-гуми, симиеши-гуми - консолидировали свой бизнес, поглотив более мелких конкурентов, сократив количество сотрудников, избавившись от подразделений с дублирующими функциями.

Расширяется и сфера международного сотрудничества - прежде всего с китайскими и российскими "коллегами". В Китае якудза стремится контролировать перевозчиков нелегальных эмигрантов, а в России им нужны союзники, чтобы поставлять проституток в бары, контрабандой ввозить крабов в Хоккайдо.

Мрачное признание экономических реалий преступным миром, способность бандитов проводить жесткие реформы резко контрастируют с поведением представителей законного бизнеса. Многие японские менеджеры по-прежнему привязаны к таким идеям, как пожизненная занятость, и отказываются идти на слияния. А это неадекватное поведение в нынешней экономической ситуации, подводит итог FT.