Премьер-министр Дмитрий Медведев предложил еще подумать над вопросом о страховом периоде, который при общественном обсуждении пенсионной реформы вызвал наибольшее количество споров.
"По страховому периоду - предлагаю к этому вопросу вернуться, проанализировать его, может быть, сохранить на какое-то время то, что сейчас существует", - сказал он. "Думаю, мы внесем определенные коррективы в методику и механизм", - сказал он на совещании с вице-премьерами.
Заместитель председателя правительства Ольга Голодец проинформировала премьер-министра о том, как идет обсуждение пенсионной реформы: "Чтонужно реформировать - ни у кого не вызывает сомнения, в частности, чтобы пенсия была понятна и прозрачна, рассчитывалась один раз и не менялись правила, а также чтобы пенсия была справедливой, - сказала она. - Но есть и вопросы, которые остро дебатируются: нормативный стаж, который правительство предлагает увеличить до 21 года, а также страховой период".
Медведев призвал подвергнуть серьезному анализу ход дискуссии: "Его смысл заключается не в ритуальной демонстрации открытости правительства, а в том, чтобы в случае необходимости, когда есть разрывы, учесть общественный запрос и идти навстречу", - цитирует премьера ИТАР-ТАСС.
Премьер призвал членов правительства работать со всеми группами населения, в том числе с молодым поколением, которое "должно получить возможность самостоятельно управлять своими пенсионными накоплениями".
Пенсионная реформа: зачем нужна спешка
В этот четверг, 1 ноября, заканчивается общественное обсуждение стратегии долгосрочного развития пенсионной системы до 2030 года. А к 15 ноября в правительство должен поступить окончательный вариант стратегии вместе с сопутствующими законопроектами. Издание "Коммерсант Власть" попыталась понять, зачем вообще менять правила игры, установленные всего десять лет назад, и какая нужда заставляет это делать именно сейчас.
Главный вопрос, что именно надо делать будущему пенсионеру, чтобы под старость лет не остаться без средств к существованию, новая стратегия оставляет без ответа, считает издание. Новой пенсионной формулы в ней просто нет - она должна появиться только к середине лета 2013 года.
Пенсионная формула - это алгоритм, по которому рассчитывается размер пенсии для каждого конкретного человека. Сейчас она выглядит очень просто - расчетный пенсионный капитал делится на период дожития (сколько лет будет выплачиваться пенсия, сейчас составляет 19 лет).
Представленная на суд президента Путина и общественности стратегия предлагает ввести формулу 40-20-40-20. Говоря русским языком, тем, кто в течение 40 лет работал и платил 20% страховых взносов, государство гарантирует пенсию в размере 40% от среднего заработка в течение 20 лет. Однако Путин волевым решением изменил 40 лет трудового стажа на 35. Отказ от повышения пенсионного возраста, вопреки мировому опыту и расчетам экспертов, был одним из коньков его предвыборной кампании. Въехав в Кремль, Путин от своих слов не отказался.
Возражения президента вполне объяснимы. Предложенная Минтрудом мантра 40-20-40-20, по сути, являлась не чем иным, как скрытым повышением возраста. Даже женщина, вышедшая на работу прямо со школьной скамьи, должна была бы проработать еще два года после официального выхода на пенсию. Мужчина мог "гулять" максимум до 20 лет. При этом люди, по каким-то причинам не работавшие с юных лет без перерыва, фактически теряли шансы на получение достойной пенсии.
Что в дальнейшем будет происходить с формулой, пока неизвестно. В любом случае полноценной пенсионной формулой этот набор цифр считать нельзя. Из формулы нельзя понять самого главного - каким будет размер пенсии для ее будущего получателя.
Если вторые 40 (то есть пенсия должна составлять 40% от зарплаты) считать от среднего заработка по стране, то реформу можно было и не затевать, полагает директор Института социальной политики и социально-экономических программ ВШЭ Сергей Смирнов. По разным оценкам, коэффициент замещения (отношение пенсии к зарплате) сейчас и так составляет от 36,2% до 36,8%.
Когда в октябре профильный вице-премьер Ольга Голодец передавала президенту стратегию, она фактически не была согласована ни с премьером Дмитрием Медведевым, ни с вице-премьером Игорем Шуваловым, ни с главой Минэка Андреем Белоусовым, ни с главой Минфина Антоном Силуановым.
"Все понимают, что эта стратегия - совершенно липовая, никакой стратегии на самом деле нет. Но делают вид, что не понимают", - злится один из чиновников, оппонирующих Ольге Голодец и ее команде.
У экспертов и даже многих чиновников возникает вопрос, зачем вообще нужна такая спешка, чтобы принимать пенсионные изменения частями. И на этот вопрос есть только один внятный ответ - он содержится в первых майских указах президента Путина. В мае было велено подготовить пенсионную реформу до 1 октября, и ослушаться никак нельзя: министр труда Максим Топилин и так был одним из трех министров, получивших выговор от президента за плохое исполнение указов.