Координатор Евразийской энергетической дипломатии внешнеполитического ведомства США Стивен Манн приехал в Туркмению для встречи с президентом страны Гурбангулы Бердымухамедовым, пишет "Независимая газета". Накануне госдеп обнародовал приоритетные направления деятельности на 2008 год.
Главная из них – прокладка альтернативных трубопроводов. Вашингтон продолжит лоббирование газопровода Nabucco, который разрабатывается для поставок топлива в Европу в обход России. "В Вашингтоне этот проект считают наиболее прозрачным, прогрессивным и самым конкурентоспособным вариантом поставки газа в Европу из Каспийского региона", – заявил в преддверии визита в Туркмению в интервью радиостанции "Голос Америки" Стивен Манн.
В январе в регион приезжали с визитом и другие представители американской политической элиты –сенатор-республиканец Ричард Лугар и глава центрального командования США адмирал Уильям Фэллон. В ходе переговоров с центральноазиатскими лидерами они доказывали необходимость понижения энергетического влияния России на Европу.
Лугар, рассуждая о Транскаспийском проекте, заявил: "В интересах Соединенных Штатов создать на Каспийском море эффективную систему доставки газа и нефти в Европу и на другие мировые рынки для снижения их зависимости от поставок транзитом через Россию. Русские пока являются монополистами в этом, но так все время продолжаться не будет".
В Астане и Ашхабаде не возражают против строительства Транскаспийского трубопровода, но при этом указывают на существующие барьеры: не определен статус Каспийского моря, не решен спор между Азербайджаном и Туркменией о принадлежности месторождения Кяпаз (туркменское название – Сердар), запасы которого составляют около 150 млн. баррелей нефти и газового конденсата.
Не развеяны сомнения в реальных запасах природного газа Туркмении – декларируемые местными властями цифры многими экспертами считаются завышенными. Прикаспийский трубопровод по планам будет наполняться газом из месторождения Корпедже. Именно с этого месторождения подается голубое топливо в Иран.
Скандал, разразившийся в январе между Ашхабадом и Тегераном, был вызван именно тем, что туркменская сторона не смогла выполнить обязательств и заполнить трубопровод Корпедже–Курдкуй, ведущий в Иран.