Подписанный накануне президентом закон об обязательной предустановке российского софта на устройства, продаваемые в России, не носит оградительного характера, его следует воспринимать как часть антимонопольных мер. Об этом заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
"Это абсолютно не тождественно слову "отгораживаться". Это тождественно, наверное, слову "антимонопольная деятельность", – приводит комментарий Пескова газета "Ведомости".
Напомним, нашумевший закон был внесен в Госдуму в июле этого года группой депутатов во главе с председателем комитета по экономической политике Сергеем Жигаревым (ЛДПР). Документ, который вступит в силу 1 июля 2020 года, обязывает устанавливать отечественный софт на отдельные виды технически сложных товаров (авторы закона поясняли, что речь идет о смартфонах, компьютерах и телевизорах с функцией Smart-TV). Депутаты полагают, что законопроект обеспечит защиту интересов российских интернет-компаний и позволит уменьшить количество "злоупотреблений" со стороны иностранного бизнеса в сфере информационных технологий. Точный список таких гаджетов и перечень обязательных к установке российских программ определит правительство России.
"Таким образом, граждане смогут использовать гаджеты без необходимости установки дополнительных мобильных приложений и иных программ. Это будет также способствовать продвижению российских программ на рынке информационных технологий", – отмечали в Госдуме.
Законодатели также подготовили поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) о штрафах за продажу устройств без российского софта. Для физических лиц они могут составить 30-50 тыс. рублей, а для юридических лиц – 50-200 тыс. рублей. Этот законопроект еще не принят.
29 ноября Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), в которую входят Google, Аpple, Samsung, Intel, Dell, "М.Видео" и другие компании направила президенту письмо с просьбой не подписывать закон. В письме говорилось, что вступление закона в силу негативно отразится на развитии отрасли и приведет к монополизации в сфере разработки российского ПО. Также в РАТЭК указывали, что положения закона противоречат принципам Всемирной торговой организации (ВТО) в части создания преференций для российских разработчиков ПО и их исполнение "чревато усилением дезинтеграционных процессов внутри Евразийского экономического союза, снижением деловой активности на рынке бытовой электроники и программного обеспечения".
В РАТЭК неоднократно выступали против этого закона. Так, в середине ноября организация совместно с Ассоциацией компаний розничной торговли (АКОРТ) и Ассоциацией компаний интернет-торговли (АКИТ) направила председателю Госдумы Вячеславу Володину письмо с требованием провести парламентские слушания для обсуждения законопроекта об обязательной предустановке российского софта. Тогда отмечалось, что бизнес не понимает, кто именно должен будет предустанавливать софт – производитель или продавец, или они оба – и кто будет нести административную ответственность за невыполнение этого требования. В письме говорилось, что запрет на продажу устройств без предустановленного российского софта "окажет значительное негативное влияние как на российский рынок электротехники и программного обеспечения, так и на экономику страны в целом". Просьбу авторов письма в Госдуме проигнорировали.
Потенциальный масштаб последствий принятия закона станет понятен только после того, как правительство утвердит список гаджетов, на которые нужно будет устанавливать российское ПО, и перечень такого софта. По мнению экспертов, вступление законопроекта в силу может привести к запрету на продажу в России устройств компании Apple, которая не предустанавливает на гаджеты приложения сторонних разработчиков.