Границы и полномочия музея-заповедника Бородинское поле наконец закреплены на федеральном уровне. "Российская газета" публикует в среду соответствующий указ Минкультуры РФ. Теперь историческая территория лучше защищена от частной застройки, из-за которой разгорелся громкий скандал два года назад.
Как отмечает газета, приказ четко определяет характер использования не только территории заповедника, но и прилегающих к ней территорий, а также ограничений и требований к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству.
Это означает, что отныне никакие власти: ни местные, ни областные, ни даже федеральные - не имеют права вести какую-либо хозяйственную деятельность вокруг Бородино без ведома дирекции музея-заповедника.
"Впервые за 173 года с момента основания музей-заповедник получит реальный документ, по которому будем жить", - заявил директор Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника Михаил Черепашенец.
Он объяснил, что до этого момента границы у заповедника, конечно, существовали, но они были утверждены не на федеральном, а на областном уровне. Теперь же без ведома дирекции никто не имеет права не то что дом построить - молодую березку срубить.
По словам Черепашенца, дирекция теперь будет мониторить ситуацию не только на территории самого заповедника, но и на прилегающих территориях, за которыми тоже закреплен особый статус.
Чтобы ни у кого не возникало вопросов относительно границ - они закреплены на схеме с привязкой к спутниковым координатам.
Массовое строительство на поле легендарной битвы
Скандал в музее-заповеднике разгорелся в 2010 году, когда на историческом поле, где в сентябре 1812 года произошла историческая битва, вдруг начали появляться котлованы и расти коттеджи. Речь шла о 86 земельных участках общей площадью 658 гектаров, которые находятся зачастую на местах главных событий Бородинского сражения и которые в начале 90-х были отданы сельчанам для ведения фермерского хозяйства. Фермеры на эти земли так и не пришли, распродав их за бесценок новым хозяевам.
После чего именно на этих землях местная администрация стала по просьбам новых владельцев менять вид разрешенного использования "под дачное строительство". После этого сотка земли сразу подскочила здесь до нескольких тысяч евро, пишет "Российская газета".
В сентябре 2010 года прошлого года массовое строительство домов началось в районе деревни Фомкино (30 гектаров на месте расположения французских войск), Старого Села и дачного поселка Венки (13 и 15 гектаров на местах действий казачьего корпуса Михаила Платова). Музей забил в колокола: протесты были отправлены и главе сельского поселения Бородинское Майе Склюевой, и главе Можайского района Дмитрию Белановичу. Но чиновники только разводили руками и говорили: "у нас все законно". К концу 2010-го стройматериалы для коттеджей стали завозить уже рядом с деревней Семеновское, бок о бок с памятниками 2-й кирасирской дивизии и лейб-гвардии Финляндскому полку. Предприимчивые хозяева собирались даже устроить искусственный водоем на месте отражения русской гвардией атак наполеоновской кавалерии.
Стало понятно, что таких атак Бородино уже не выдержит - к проверке того, что происходит на историческом поле, подключилась областная прокуратура. В конце марта по 10 искам прокуратуры Московской области Мособлсуд принял решение снести самовольно возведенные постройки на территории Бородинского музея-заповедника.
Кроме того, Генпрокуратура 5 марта 2012 года передала в суд дело о незаконной застройке Бородинского поля. Бывшая глава сельского поселения Майя Склюева обвиняется в мошенничестве и превышении полномочий.
В сентябре этого года на Бородинском поле развернутся главные торжества по случаю 200-летия Отечественной войны 1812 года. Уже сейчас можно сказать, что земли, на которых готовится реконструкция исторической битвы, удалось спасти.