Спикер Московской городской думы (МГД) Алексей Шапошников, доходы и собственность которого в последнее время стали объектом пристального внимания СМИ, общества и некоторых его коллег по МГД после расследования Фонда борьбы с коррупцией, получил бесплатную квартиру от столичной мэрии еще в 2004 году. Об этом пишут "Открытые медиа".
В свежих интервью о своих доходах Алексей Шапошников настаивал, что до избрания в Мосгордуму в 2014 году он работал в бизнесе, а работа в партии "Единая Россия" носила общественный характер. Однако в 2004 году, вскоре после того, как депутатом МГД в первый раз стал его отец Валерий Шапошников, Алексей Шапошников бесплатно получил в собственность от властей Москвы квартиру в районе Северное Измайлово. Площадь жилья составляла скромные 37,4 квадратного метра, а кадастровая стоимость - 4,5 млн рублей. Эта квартира была указана в предвыборной декларации Шапошникова 2007 года, когда он не попал в Госдуму по списку "Единой России". При этом в 2004 году, на два месяца позже Шапошникова, 88-метровое жилье за счет города в районе Щукино получила и сестра спикера МГД Наталья. Тогда ей было 20 лет, и журналисты не смогли выяснить, где она работала в то время. Кадастровая стоимость ее квартиры составляла 15 млн рублей.
В 2009 году квартира сестры Шапошникова по договору мены вернулась в собственность города, а взамен Наталья Шапошникова получила квартиру площадью 117,5 квадратного метра с кадастровой стоимостью 66 млн рублей в престижном районе Хамовники, в доме напротив парка, разбитого на месте бывшей усадьбы князей Трубецких. Эта квартира фигурировала в декларациях Валерия Шапошникова за 2012 и 2013 годы (других его деклараций в открытом доступе нет) как предоставленная в пользование.
Что же касается квартиры Алексея Шапошникова, то, по данным Росреестра, будущий спикер Мосгордумы продал ее в 2011 году после покупки 270-метрового пентхауса на Зоологической улице. Об этой квартире Шапошникова Фонд борьбы с коррупцией сообщил летом прошлого года.
По мнению замдиректора "Transparency International Россия" Ильи Шуманова, Шапошников-младший мог получить служебную квартиру, работая в аппарате Госдумы в 2003 году, либо он получил ее по договору социального найма. В первом случае жилплощадь иногда выводят из служебного фонда и также передают в социальный найм, а затем приватизируют, а по закону любой гражданин имеет право один раз приватизировать жилье, полученное в социальный найм от государства.
"Когда вам негде жить, вы можете обратиться в органы местного самоуправления и встать на учет как нуждающийся, и в рамках этой процедуры получить право на заключение договора социального найма. Человек должен либо входить в категорию льготников, либо реально нуждаться в жилье - у него не должно быть недвижимости, и исходя из этого должно приниматься решение о постановке его на учет как нуждающегося, а это, как правило, большая очередь", - уточнил Шуманов, пояснив, что депутаты Мосгордумы (им тогда был отец Шапошникова) могут иметь гарантию на получение служебного жилья, но прав первоочередного получения жилья или преимущественных прав по улучшению жилищных условий для себя и членов своей семьи через обмен своей квартиры на квартиру большей площади за ними по закону не закреплено.
Однако в этой сфере имеет место нечеткое правовое регулирование сделок мены между публичными правовыми образованиями и чиновниками либо депутатами. "Это оставляет для чиновников, отвечающих за распределение жилья, значительную широту административного усмотрения, которую они могут использовать для выгодного обмена в интересах конкретного лица. В данном случае правительство Москвы выступает таким "риэлторским агентством для своих", - подытожил Шуманов.
При этом эксперт подчеркнул, что полученную от государства квартиру в теории можно обменять у мэрии, чтобы иметь жилье ближе к работе, но обычный человек вряд ли имеет шансы воспользоваться таким правом и обменять квартиру на окраине Москвы на жилье в центре города.