Вести

Росимуществу удалось доказать свои права на знаменитый дом-усадьбу Орлова-Денисова XVIII века, расположенный рядом с главным офисом ФСБ и пока принадлежащий частным владельцам. В 2008 году федеральное агентство проиграло это же дело, однако теперь столичный арбитраж проявил неожиданную лояльность к федералам, изменив собственное решение трехлетней давности, пишет "РБК daily". По информации СМИ, к лету чиновники намерены решить судьбу еще трех десятков спорных зданий.

2 февраля Арбитражный суд Моск­вы удовлетворил иск Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) о признании права собственности РФ на здание общей площадью 1,73 тысячи кв. м, расположенное по адресу: ул. Большая Лубянка, д. 14, стр. 3. Ответчиками по иску выступили ООО "Карс" и ЗАО "Эсида-М". Первая компания до февральского решения суда выступала собственником исторического особняка, вторая - его прежний владелец.

Семь лет назад, в феврале 2004 года, "Эсида-М" приобрела дом Орлова-Денисова на распродаже активов банкротяще­гося "Инкомбанка", а в ноябре того же года продала его "Карсу" за 17,055 млн рублей. В доме планировалось создать картинную галерею. Собственник обещал правительству Москвы до конца 2009 года провести в историче­ском особняке комплексные ре­монтно-реставрационные работы. Соответствующее охранное обязательство "Карс" заключил с Москомнаследием сначала в 2005 году, а затем в ноябре 2007 года. Представители "Карса" отмечают, что проект­ные и изыскательские работы обошлись компании более чем в 5 млн рублей.

Однако через четыре года после сделки федеральные власти решили предъявить свои права на памятник. В 2008 году Росимущество обратилось в Московский арбитраж с иском об истребовании дома Орлова-Денисова у компании "Карс".
Арбитражный суд Москвы и Федеральный арбитражный суд Московского округа отклонили претензии федералов в связи с тем, что в ноябре 1996 года правительство Москвы отдало федеральный памятник в собственность "Инкомбанку", получив взамен другое здание.

Но новый, февральский вердикт Московского арбитража не принимает во внимание предыдущие решения, и "Карс" пытается оспорить его. В компании недоумевают, почему тот же суд решил через три года вернуться к делу об усадьбе на Большой Лубянке.

Одновременно здание оказалось и под прицелом московских властей, которые при поддержке Росохранкультуры решили отобрать исторический объект. Мотивом для этого послужило невыполнение охранного обязательства и сроков реставрации особняка, которая была заморожена, как утверждает фирма, из-за затянувшихся судебных тяжб.

Между тем "Карс" планирует продолжить реставрацию спорного особняка. 9 февраля 2011 года компания получила банковскую гарантию на 3 млн швейцар­ских франков на капитальный ремонт и ре­ставрационные работы в здании на Большой Лубянке.

Другие дела

История вокруг усадьбы на Большой Лубянке одна из многих, когда федеральные власти пытаются отобрать исторические здания у частных собственников. Еще при Юрии Лужкове атаку федералов на себе испытали владелец прекратившей существование парфюмерной сети "Арбат Престиж" Владимир Некрасов, отстаивающий права на особняк 1917 года постройки у торгцентра "Атриум", а также ресторан Аркадия Ротенберга "Гусятникоff", расположенный в усадьбе Крестовниковых XVIII-XIX веков.

Источник проблемы, комментируют юристы, известен: права собственности на столичные памятники архитектуры с 2002 года остаются предметом споров и торга между московскими и федеральными властями. В октябре 2009 года Владимир Путин подписал распоряжение о разделе 272 памятников, согласно которому за РФ были закреплены 178 объектов. Сейчас в Москве 5,61 тысячи объектов культурного наследия, из них 2,69 тысячи федерального значения и 2,92 тысячи регионального. Кроме того, экспертами было выявлено 1,83 тысячи объектов культурного наследия, а 1,318 тысячи заявлено к постановке на охрану.

По информации "Коммерсанта", к лету чиновники намерены решить судьбу еще 290 спорных зданий. Позже газета также сообщала, что Арбитражный суд Москвы отменил ключевое постановление Юрия Лужкова десятилетней давности, устанавливающее права собственности Москвы на 1513 особняков. Таким образом, отмечают эксперты, столица лишилась юридических аргументов в споре с Росимуществом, и ничто не мешает завершить процесс разделения прав на 600 исторических объектов, не поделенных с 2009 года.