НТВ

На заливных полях Верхней Рублевки, которые скоро войдут в состав столицы, проходят митинги местных жителей, возмущенных планами элитной застройки берегов Москвы-реки. В результате они могут лишиться доступа к водоемам, гарантированного российскими законами.

Как пишет "Московский комсомолец", в конце лета прошлого года мэрия Москвы озвучила планы по присоединению к мегаполису Верхней Рублевки. Источник в столичном правительстве тогда пояснил, что "решение о присоединении анклава (расположенного в 25 км на запад от МКАД, на территории села Успенское Одинцовского района. - прим. ред.) было принято в Кремле, поскольку рядом расположены рекреационные объекты Управления делами президента и правительственные резиденции..." При этом, отмечает "МК", к городу хотят присоединить только заливные луга, принадлежащие в основном Московскому конному заводу. Соседние деревни и села оставили Подмосковью.

Земельный передел вокруг сел Одинцовского района начался в 2002 году, указывает газета. Именно тогда начал скупать земельные паи бывших и действующих работников Московского конезавода № 1. Инвесторов можно было понять: заливные луга являются настоящим заповедником. Недаром этот райский уголок так любила аристократия царской России.

Осенью 2009 года 20 участков земли (1,1 тыс. га) оказались в собственности ВТБ. Ранее активы были заложены под кредит размером 2,4 млрд долларов, выданный Объединенной промышленной корпорации экс-сенатора Сергея Пугачева. Однако в кризис стоимость залога на загородном рынке недвижимости резко обесценилась. Чтобы спасти хотя часть затрат, банк создал девелоперскую компанию, которая сейчас реализует один проект - Николо-Успенское. Работы на других 19 участках заморожены до лучших времен.

3 метра вместо 20

Отношения между банком и местным населением обострились после того, как новые собственники уведомили местных жителей о намерении закрыть доступ к Шереметьевским прудам и ограничить выход к Москве-реке: в проекте застройки поселка грубо нарушаются нормы Водного кодекса РФ, запрещающие строительство у береговой кромки реки.

"На общественных слушаниях мы попросили представителей ВТБ установить для местных жителей публичный сервитут для прохода к Шереметьевским прудам, к Москве-реке. Но нам предложили проход к реке у пешеходного моста шириной 3 метра. Раньше там скотина ходила на водопой", - сообщил газете один из активистов Кирилл Суворов.

Зимой по Верхней Рублевке прокатилась волна стихийных митингов. Местные жители из деревни Дубцы и села Уборы сообщили в прокуратуру о нарушениях земельного законодательства при постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 103,2 га на территории Одинцовского района. Сейчас На земли наложен арест, ВТБ и третьим лицам запрещены инженерные изыскания, проектирование и строительство на участке. Соответствующий исполнительный лист направлен в отдел судебных приставов.

"У местных жителей есть неплохие шансы оспорить все сделки купли-продажи земель на основании того, что в состав земельных участков были незаконно включены земли федерального значения, земли общего пользования, расположенные у берега реки, и памятники архитектуры",- считает адвокат Олег Сухов. По его словам, в Московской области сложилась положительная судебная практика решения подобных споров. В частности, подобные сделки были оспорены местными жителями в Мытищинском суде Подмосковья.

Основанием для требования является ст. 20 ВК РФ. По закону, полоса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования (бечевник) предназначается для общего пользования. Каждый вправе (без использования транспорта) пользоваться бечевником для передвижения и пребывания у водного объекта общего пользования, в том числе рыболовства и причаливания плавательных средств. Ширина бечевника не может превышать 20 метров.

21 апреля в поселке Горки-10 в полдень состоится очередной сход местных жителей против массовой застройки заливных лугов и полей Одинцовского района. Люди настроены весьма решительно. "Мы требуем остановить беспредел с незаконной передачей подмосковных земель. Мы - не "оранжевые", мы - не "болотные", мы просто не хотим жить в резервациях, огороженных высокими заборами", - заявил изданию один из местных жителей.