Конституционный суд (КС) вернулся к проблемам кадастрового учета: он готовится вынести решение по жалобам Натальи Слободяник и Россельхозцентра на нормы, позволяющие судам не взыскивать с чиновников судебные издержки в спорах о кадастровой стоимости их недвижимости, сообщает "Коммерсант".
Заявители добились в судах нижестоящих инстанций приведения кадастровой оценки в соответствие с рыночной - но, как пояснил в своем отзыве Верховный суд (ВС), "государство не может по своей инициативе провести индивидуальную оценку всех объектов недвижимости и определяет кадастровую стоимость методами массовой оценки". Поэтому действия проигравших спор чиновников не являются незаконными - и взыскивать с них издержки (около 80 тысяч рублей в каждом случае) и расходы на экспертизу, понесенные истцами, по мнению ВС, не следует.
Однако такую позицию разделяют не все ветви власти. Так, полпред Совета Федерации в КС Андрей Клишас считает спорные нормы неконституционными, а ситуацию нетерпимой, подчеркивая, что она позволяет госорганам безответственно относиться к своим обязанностям. Полпред президента в КС Михаил Кротов считает, что ВС неправомерно взял на себя функции законодателя, фактически освободив ответчиков от погашения расходов выигравшей стороны. Решение Конституционного суда ожидается в ближайшее время.
Год назад КС разрешил органам местного самоуправления оспаривать в суде "существенное снижение" кадастровой стоимости земли на основании рыночной оценки: власти Братска доказали в КС, что такая переоценка угрожает бюджету. Но в итоге пересмотреть дело и удовлетворить другие иски братской администрации суды отказались. Разъяснить, что понимается под "существенным снижением" стоимости, отказался уже сам КС, не сделали этого и законодатели, поэтому победа в КС властей Братска на практике оказалась симулякром, отмечает "Коммерсант".
Между тем по итогам этого решения правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о возможности оспаривания местными органами власти кадастровой стоимости земельного участка, сниженной по инициативе его собственника. В марте документ был одобрен в первом чтении.