Зарубежные СМИ продолжают комментировать скандал вокруг священников-педофилов, насиловавших детей в католических учебных заведениях в Европе.
Этот скандал поразил католиков по всему миру, в особенности после возникновения подозрений, что Бенедикт XVI в бытность архиепископом Мюнхена допустил к работе с детьми священника, которого обвинили в сексуальных домогательствах. Об этом пишет сегодня InoPressa.ru со ссылкой на публикацию в американском еженедельнике Time.
Скандал оказал ощутимый эффект на Святой престол, отмечает журнал. Высокопоставленные священнослужители стали жаловаться на предвзятость СМИ и заговор против Папы. Но основной удар пришлось принять не Бенедикту, который не дает пресс-конференций, а пресс-секретарю Ватикана священнику Федерико Ломбарди.
В интервью Time он признал, что Церковь зачастую оказывается слишком подозрительной и слишком медленно реагирует на критику. "Мы должны иметь представление о критериях, на которые ориентируются СМИ, о [их] скорости и распространенности, а также об ожидаемой реакции, - заявил он. - В клерикальных кругах мы занялись этим слишком поздно. Да, с некоторыми новостями есть проблемы, но мы не должны видеть в них признаки заговора или какой-то продуманной атаки".
Говоря о роли Йозефа Ратцингера в мюнхенском назначении, он высказал официальную точку зрения, отметив: "это нормально", что назначения священников - даже тех, у которых есть серьезные проблемы, - осуществляются наместниками без ведома архиепископа. "Я думаю, что коммюнике из Мюнхена вполне достаточно", - сказал он, имея в виду заявления немецкой Церкви.
Между тем, как иронично замечает The Wall Street Journal, пресса и Папа Римский заслуживают высокой оценки за то, что они не замяли скандал в Римско-католической церкви (об этой публикации сегодня также рассказывает InoPressa.ru).
Когда люди приходят во влиятельные и авторитетные общественные институты и делают в них карьеру, часто происходит интересное явление: люди воспринимают этот институт как неуязвимый и приходят к мысли, что его представители вовсе не обязаны относиться к нему бережно, пишет автор. "Поэтому люди начинают бездумно вредить институту", - замечает Нунэн. В Католической церкви сотни священников и епископов считали, что могут делать все, что вздумается, - и Церкви ничего не сделается. Поэтому разразилась настоящая катастрофа, которая надолго испортила статус, репутацию и авторитет Церкви, пишет автор статьи в The Wall Street Journal.
"И в США, и в Европе скандал раскопала и придала ему широкую огласку пресса", - отмечает автор. На этой неделе церковные иерархи обвинили журналистов в распространении сплетен и в предвзятости. Однако на деле серьезная пресса повела себя как лучший друг Церкви: предала злоупотребления огласке и заставила решать проблему. Иначе Церковь продолжала бы закрывать глаза на проступки, замалчивать их, откупаться от жертв и переводить нарушителей в другие приходы, считает она. Кстати, пресса давно знала о проблеме, но не хотела ввязываться: сбор материалов отнял бы массу времени, сил и денег, а результат был предсказуем: "Церковь осудит вас за предвзятость, прихожане, которые искренне не поверили в факты, раскритикуют, и, возможно, несколько миллионов католиков объявят вам бойкот", - отмечает автор.
Не следует винить в скандалах Папу Бенедикта XVI: пять лет назад, незадолго до избрания на папский престол, он сурово осудил разврат в Церкви, напоминает издание. По словам Джона Аллена из National Catholic Reporter, как только в 2003 году Ратцингер полностью осознал масштабы кризиса, он предпринял первые реальные меры по решению проблемы.
"В этой истории есть три категории жертв", - отмечает автор. Это дети, которые подверглись надругательствам, добродетельные священники и монахини, помогающие людям, и рядовые прихожане-католики, у которых не поколебалась вера. "Мир считает этих католиков глупцами. Но они не глупцы, и их молитвами стоит мир и стоит стародавняя Церковь", - заключает автор публикации.