Главный раввин Москвы, глава Раввинского суда в России, стран Балтии и СНГ, председатель Конференции раввинов Европы Пинхас Гольдшмидт обратился в четверг к верующим c посланием, посвященным наступающему празднику Песах - еврейской пасхе.
Как известно, этот праздник посвящается самому главному событию библейской истории, которое считается началом истории еврейского народа - Исходу из Египта и освобождению народа от 400-летнего рабства. Вся система иудаизма основана на памяти об Исходе и о последующих событиях, связанных с обретением Земли Обетованной и построением собственного независимого государства.
"Худшая форма изгнания, - пишет раввин, - не помнить, что вы находитесь в изгнании".
"История Песаха, Исхода из Египта, является одной из старейших и величайших историй в мире. Она повествует об одном народе, который очень давно, испытывая гнет, совершил длительный и тяжелейший путь к свободе через пустыню. Наиболее драматичная история освобождения из рабства из когда-либо описанных; она легла в основу наиболее влиятельной для западного мира книги о свободе", - говорится в послании.
"С Исхода, - приводит Гольдшмидт слова немецкого поэта XIX века Генриха Гейне, - свобода всегда говорит с еврейским акцентом".
"Мы читаем в Агаде утверждение раввина Гамлиэля, что человек, который не вкушал пасхального ягненка, мацу и горькие травы, не выполнил свои обязательства седера. В чем причина очевидности выбора трех этих яств? Пасхальная баранина, еда роскоши, символизирует свободу. Горькие травы передают резкий вкус рабства. Маца сочетает в себе и то, и другое. Она была хлебом еврейского народа в период рабства. Она же стала хлебом во времена исхода евреев из Египта как свободных людей", - пишет раввин.
"Что особенно интересно, это не просто символика, но и определенный порядок, в котором эти яства представлены в Агаде. В первую очередь, пасхальная баранина, далее маца и, наконец, горькие травы. Но это кажется странным. Почему символы свободы предшествуют символам рабства? Конечно, рабство предшествует свободе, поэтому логично расположить горькие травы вначале. В соответствии с мудрецами хасидизма только свободные люди могут распробовать горький вкус рабства. Если бы еврейский народ забыл свободу, он бы окончательно привык к рабству. Худшая форма изгнания - не помнить, что вы находитесь в изгнании", - говорится в обращении Гольдшмидта.
"Чтобы быть свободным по-настоящему, мы должны осознавать, что значить быть несвободными. Тем не менее слово "свобода" обладает различными смыслами, отраженными в двух словах иврита, используемых для ее обозначения, - "хофеш" и "херут". "Хофеш" означает "свобода от чего-то", "херут" - "свобода в чем-то". "Хофеш" приобретает человек, освобожденный из рабства. Он свободен от воли чужого человека. Но этой свободы недостаточно для создания свободного общества. Мир, в котором каждый волен совершать все, что ему нравится, погружается в анархию и приходит к тирании. Поэтому "хофеш" - это только начало свободы, а не конечный пункт ее назначения", - отмечает автор послания.
"Слово "херут" передает смысл коллективной свободы - общества, в котором моя свобода уважает вашу. Свободное общество - всегда нравственный подвиг. Оно опирается на самоограничение и взаимное почтение. Конечная цель Торы - в модели общества на основе принципов справедливости и сострадания, опирающихся на признание суверенитета Б-га и неприкосновенности творения. История Песаха более чем любая другая остается неисчерпаемым источником вдохновения для всех, кто стремится к свободе. Она научила нас, что суверенные права превыше власти; что свобода и справедливость являются прерогативой каждого; что перед Б-гом равны все люди; что превыше любой земной власти Царь Царей, который слышит крик угнетенных и дарует рабам свободу. Свобода - это нравственный подвиг, и без непрекращающихся усилий в области просвещения она атрофируется. Через Песах мы видим, как история одного народа становится источником вдохновения для многих; как через преданность своей вере на протяжении веков еврейский народ сберег видение мира, через которое в конечном итоге "будут благословлены все народы земли", - заключает Пинхас Гольдшмидт свое послание, пожелав членам еврейской общины и их семьям "кошерного и счастливого Песаха!"