Конференция "Свобода совести и светскость государства: проблемы и решения" открылась 1 ноября в здании Российской академии госслужбы при Президенте РФ (РАГС), сообщает "Благовест-инфо".
Организаторы форума - информационно-аналитический центр "Сова" и некоммерческая организация "Юристы за конституционные права и свободы" - пригласили обсудить актуальные проблемы религиозной жизни правозащитников, религиоведов, представителей государственной власти. Из религиозных организаций на приглашение организаторов конференции откликнулись только Русская православная церковь (РПЦ) в лице заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) протоиерея Всеволода Чаплина и священника Владимира Вигилянского, а также Центр Обществ сознания Кришны в России и языческая организация "Славия".
Конференция проходила в форме широкой свободной дискуссии на тему "Пределы светскости государства и реализация принципа равноправия религиозных объединений". Тон обсуждению задали выступления Всеволода Чаплина и заместителя председателя правительственной комиссии по вопросам взаимодействия с религиозными объединениями Андрея Себенцова. Всеволод Чаплин предложил обсудить широкий круг проблем: в частности, конфликт секулярной и религиозной моделей общественного устройства. Священник указал на нежизнеспособность такого, на его взгляд, "штампа", как идеологический нейтралитет государства и прогнозировал его "скорое умирание". По словам зампреда ОВЦС МП, "есть время для нейтрализации, и есть время для мобилизации", и вот это последнее - не за горами в связи с очевидной "переменой общественного климата" во всем мире.
Андрей Себенцов посвятил свое выступление более конкретным вопросам: противоречию между конституционной нормой о равенстве религиозных организаций перед законом и фактическим положением вещей, о традиционном сотрудничестве РПЦ с государством, о необходимости для религиозных организаций самостоятельно отыскивать источники пополнения материальной базы и т.д. Между докладчиками завязалась дискуссия о терминах: так, Всеволод Чаплин понимает равенство перед законом как равенство перед судом, но считает обоснованной избирательную поддержку государством наиболее значимых религиозных объединений. А "светскость", по его словам, не тождественна "советскости"; т.е. главное в светском государстве - чтобы религиозные организации не исполняли функции органов власти, в то же время не исключается сотрудничество государства и религиозных организаций.
Далее развернулась оживленная дискуссия, в которой приняли участие правозащитник Лев Левинсон, представители языческой "Славии" Дионис Георгис и Светлана Зобнина, сотрудник Института свободы совести Сергей Бурьянов, а также представители правозащитных организаций из регионов России. Обсуждались вопросы ценностных приоритетов, понимания светскости государства, соотношения религии и идеологии, религиозных и общественных организаций, традиционности и нетрадиционности, отношений религиозных организаций к пацифизму и военной службе и др.
Конференция продолжилась докладом американской исследовательницы из Университета Бригама Янга Элизабет Севелл, в котором была дана сравнительная характеристика различных государственно-конфессиональных моделей в самом широком диапазоне: от США и европейских стран до Нигерии. Вывод Э. Севелл: российская Конституция является "уникальной", так как ее ст. 14 провозглашает целых четыре аспекта, отделяющих государство и религиозные организации друг от друга (светскость государства, отсутствие государственной поддержки для религиозных организаций, равенство их перед законом и т.д.), тогда как в других странах таких параметров - всего один-два. Для докладчицы это однозначно свидетельствует, что в России законодательно установлен строгий запрет на государственное предпочтение по отношению к какой-либо религиозной организации, и ни ее традиционность, ни многочисленность не ставят ее в исключительное положение.
Во второй половине дня участники обсуждали доклады сотрудника кафедры религиоведения РАГС Александра Журавского и сотрудника Института прав человека Льва Левинсона, посвященные деструктивной деятельности религиозных объединений и границам контроля государства в этой области. Докладчики и другие участники конференции пытались отыскать те признаки деятельности религиозной организации, которые должны насторожить государственные органы, обсудить механизм возникновения конфликта традиционных вероучительных систем и религиозных инноваций, степень общественной угрозы фундаменталистских учений, проблему эффективности "превентивных" мер и многое другое.
Заключительный доклад был сделан начальником отдела по сотрудничеству с общественными объединениями и религиозными организациями аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ Михаилом Одинцовым. Он предложил свою типологию государств по их отношению к религии, включающую два типа: клерикальный и светский. "Искомой и ведущей для нас" М. Одинцов считает ту форму светскости, которая уже была выработана и апробирована в истории России в течение всего нескольких месяцев: это вероисповедная политика Временного правительства после Февральской революции 1917 года. Этот тип отношений докладчик назвал "культурным сотрудничеством" государства с различными религиозными организациями, разумея не сотрудничество в области культуры, а взаимное уважение государства и религиозных организаций, а также равноправность последних и общественных организаций. В современной государственно-конфессиональной ситуации М.Одинцова тревожат "атавизмы клерикализма, которые выплескиваются поверх одеяла светскости", и очевидное стремление вернуться к "идиллии" дореволюционных церковно-государственных отношений, что неминуемо приведет к "критической ситуации", считает историк.
Второй день конференции намечено начать с обсуждения вопроса "Что государству и обществу делать с радикальным исламом?" (докладчики - исламовед Александр Игнатенко и правозащитник Лев Пономарев). Далее председатель общества "Радонеж" Евгений Никифоров и правозащитник Александр Даниэль сделают сообщение на тему "Права человека: либеральный и православный подходы", а протоиерей Владимир Вигилянский и Всеволод Луховицкий собираются инициировать обсуждение темы "Принцип светскости в сфере образования".