psmb.ru

В Москве в Российской государственной библиотеке с 30 сентября по 2 октября проходила XIX международная конференция Преображенского содружества малых братств и Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ), сообщает пресс-служба СФИ.

Открывая конференцию, ректор СФИ профессор священник Георгий Кочетков обозначил круг проблем, стоящих в центре внимания участников форума: разобщение, разорванность человеческих связей в современном мире, от которых страдают и гибнут физически, духовно и душевно миллионы людей. Он пригласил всех присутствующих к открытому диалогу, напомнив, что это традиционная черта этих встреч, проводимых институтом и содружеством.

"Общение - это самое ценное, что есть у человека в жизни", - говорилось в докладе протоиерея Павла Адельгейма. Причинами системного кризиса, охватившего страну, священник назвал презрение к личности, разрушение нравственности народа.

Развивая тему общения, член Межсоборного присутствия, профессор СФИ Д. Гзгзян рассказал о тех началах, которые при всем из различии призваны объединять любое сообщество. Он, в частности, подчеркнул, что любая общность нуждается еще в самом общении, и значит в людях жертвенного склада - "тех, кто греет, но кому греться некогда…".

Руководитель отдела качественных исследований Левада-центра А. Левинсон отметил, что расцвет гражданского общества в России приходился на 1905 и 1917 годы, но после того, как к власти пришла партия большевиков, началось планомерное уничтожение всех его форм вплоть до любых объединений, не регламентированных государством. "Отрадно видеть еще одну форму гражданского общества в нашей стране, свободную от патологических черт, - Преображенское братство, в которое люди объединяются "не от отчаяния, а от чаяния", - подчеркнул докладчик.

Начальник ивритоговорящих и славянских приходов Иерусалимского Патриархата священник Александр Виноградский рассказал о сложной ситуации, в которой оказывается православный священник, служащий в Иерусалиме; о том, как важно помнить, что все христиане принадлежат единой Церкви.

Ректор Московской школы социальных и экономических наук Теодор Шанин рассказал о крестьянском понимании справедливости, которое формировалось за долгие века крепостного права. Это понимание зачастую оказывалось более адекватным при решении споров в крестьянской общине, чем государственные законы. Приведя в качестве примера решение крестьянского суда о межевом споре, когда правому присудили две трети земельного участка, а неправому - одну треть, он процитировал слова судей: "Земля - это только земля, а им жить до конца жизни в одном селе".

Бакалавр богословия Н.Д. Игнатович рассказала о вдохновляющем примере христианского общения - православном Крестовоздвиженском трудовом братстве Н. Неплюева, который писал: "Нам необходима колыбель, лечебница и мирный оазис трудового братства с его правдой любви и ежеминутною практикой подвига любви… Мы совершаем так много бесцельных подвигов, подчиняясь добровольно чудовищной рутине жизни… Не побоимся же сознательно, с верой, любовью и надеждой приступить к святому подвигу любви".

Первый день конференции завершился дискуссионными семинарами на следующие темы: "Зачем современному миру христианская община"; "Кризис приходской общины в Русской православной церкви и пути выхода из него"; "Община и другие формы церковных сообществ"; "Общение как созидание Церкви"; "Христианская община и христианская семья: что такое "малая Церковь".

В докладе вице-президента движения "Воинство Господне" священника Василия Михока был сделан акцент на христоцентричности общины: "Я часто слышу слова: "моя Церковь" или даже "мой Христос". Но мы должны помнить, что Церковь - не наша. Все в Церкви совершается Христом, а мы только отвечаем на Его призыв. Поэтому, когда говорим о построении христианской общины, нельзя забывать, что строит Он, а мы только слуги Божии. Именно поэтому невозможно говорить "моя община", потому что она - Христова".

Василий Михок обратил внимание на два измерения братства: Господь сделал нас братьями во Христе, но есть и наша задача - помогать друг другу всерьез становиться братьями. Священники, по мнению докладчика, часто забывают, что они служители, слуги страдающие. Священник должен страдать за спасение каждого, довершая таким образом страдание Христа. Любить - означает страдать и жертвовать, и мы все к этому призваны. Без этого нет истинной Церкви, братской общины и общения.

Доцент Вятского государственного гуманитарного университета Е. Останин познакомил участников конференции с малоизвестными страницами истории сопротивления хрущевской антирелигиозной политике. Докладчик показал всю многогранность личности Бориса Талантова - возглавлявшего в начале 1960-х гг. братство вятских христиан, отметив, что он был не только активным борцом за права верующих в СССР, но и религиозным мыслителем, автором программы церковной реформы и основателем своего тайного братства. В цели этого братства входила материальная помощь верующим и пострадавшим от гонений, утешение и ободрение скорбящих, защита христианской веры между колеблющимися и молодежью, общение в малых группах (чтение и беседы). В 1981 г. Русская православная церковь за границей (РПЦЗ) причислила Бориса Талантова к лику святых как новомученика, но в России, хотя и началась подготовка к его канонизации, его подвижническая деятельность по-прежнему предана забвению. Отвечая на вопрос о причинах этого, докладчик заметил, что Талантов и по сей день остается "фигурой неудобной", более того, еще живы люди, которые принимали участие в его травле.

Академик Ю. Афанасьев в докладе "Угасание русского типа культуры и православие" поделился размышлениями о глубинных основаниях принципиальных различий западного и русского цивилизационных ареалов. В частности, он отметил, что причина раскола русского сознания во всей глубине - в отсутствии катехизации и просвещения народа. В большей мере христианство было принято на Руси как обрядоверие, которое так и не постигло евангельского духа, о чем писали в свое время Лесков и Федотов. Это в свою очередь затрагивает основания самого русского православия. Ю. Афанасьев поставил в связи с этим вопросы: может ли Русская православная церковь, стоящая на таких основаниях, возрождаться? Готова ли сама Церковь к разговору с обществом, с любым человеком, обратившимся к ней? Как проблему докладчик обозначил характерный для православия "антропологический минимализм", когда в повседневной церковной практике положению человека уделяется мало внимания, а проблемы империи, государства, религии интерпретируются так, что не затрагивают то состояние, в котором человек пребывает. Т. е. религия не живет проблемами обыкновенного простого человека.

Профессор Альберт Раух (Восточный институт, Регенсбург) в докладе "Идентичность личности и всеобщее единство любви" рассказал о современной фреске Святой Троицы в храме св. Михаила в Эттерцхаузене, которая, соединяя в себе восточную и западную традиции, пытается изобразить "полное единство Божественной сущности через склоненность друг к другу, преданность и самоотречение" трех ангелов. Красивый и поэтичный доклад вызвал, тем не менее, горячую и острую дискуссию о богословском языке, о том, что подчас "удобнее молчание", что слова способны только намекнуть на Божественную тайну, но в то же время без слова человеческого мы не приблизимся и к Слову Божьему, не постигнем человечности Христа.

Адальберто Майнарди, представляющий на конференции общину Бозе, продолжил разговор об иконе Троицы, попробовав как бы сквозь нее посмотреть на словесную икону жития преподобного Сергия. Проанализировав богословскую структуру жития, он увидел в ней доказательство того, что этим святым тайна Троицы понималась как тайна общения. Кротость, доходящая до безвластия, умаление себя в служении другому, простота, смирение и взаимное подчинение – все это черты братского домостроительства, которые открывались преподобному Сергию изнутри Троической тайны. Кеносис Христа, не почитавшего для себя хищением принять образ раба, становится образом и образцом для позиции брата в общине.

Эту тему развил профессор А. Копировский, доклад которого был посвящен иконам Святой Троицы времен Сергия Радонежского. По мнению А. Копировского, шедевр Андрея Рублева возник не на пустом месте, а явился синтезом двух иконописных традиций, которые докладчик обозначил как "равночестную" (все три ангела одинаковы по размерам, одежде и т.д.) и "иерархическую" (особо выделен средний ангел). Подчеркнув бесплодность разговоров о том, какую из ипостасей Святой Троицы изображает каждый ангел, ученый говорил о духовном смысле иконы, которая побеждает ненавистную рознь мира сего неизъяснимым миром, струящимся в душу созерцающего. А Мир - имя Христа, примирившего нас с Богом-Отцом через Крест и Воскресение.

Декан богословского факультета СФИ З. Дашевская посвятила свое выступление литургическим и агапическим формам внутрицерковного общения, продолжив, таким образом, разговор о возможности приобщения человека к тайне внутрибожественного общения. Собирание в общении - один из первых плодов действия в Церкви Святого Духа. "Все вместе на одно и тоже", - говорили первые христиане. И всегда, когда в Церкви возникала потребность вернуть христианской жизни качества полноты любви и свободы духа, она искала форм своего литургического воплощения. З. Дашевская, опираясь на тексты древних литургий, показала важность для Церкви самого церковного собрания, целования мира и агапического общения, подчеркнув, что вопрос о новых формах, в конечном итоге, лежит в плоскости экклезиологической, а не литургической.

В рамках конференции состоялся семинар "Кризис приходской общины и пути выхода из него".

Он проводился силами четырех московских малых православных братств, входящих в Преображенское содружество.