Россия пытается распространить свое влияние за рубежом самыми разными способами, в том числе и при помощи духовенства. Вот уже четыре года Московский Патриархат при поддержке властей в Кремле пытается вернуть себе церкви на французской территории, сообщает InoPressa.ru со ссылкой на Le Monde.
Издание опасается, что тенденция усилится с избранием Патриарха Кирилла. Оно напоминает, что еще будучи главой дипломатической службы Московского Патриархата Кирилл, тогда еще митрополит Смоленский и Калининградский, выступил на соборе в Москве в апреле 2001 года. Он, в частности, заявил, что Патриархат "тесно сотрудничает" с государственной властью с целью "восстановить историческую справедливость и вернуть те архитектурные и художественные сокровища, которые создавались русскими творцами на деньги русского народа".
Теперь же, когда Кирилл встал во главе Патриархата Московского и всея Руси, это стремление обретет новый импульс, считает французская газета.
Самой желанной целью издание называет Никольский собор в Ницце, о правах на который заявляет Российская Федерация, ссылаясь на долгосрочный договор аренды от 1909 года. По данным издания, в октябре 2005 года делегация Службы внешней разведки нанесла официальный визит в собор в сопровождении чиновника французской службы контрразведки.
Через несколько недель суд первой инстанции города разрешил уполномоченному российской стороной судебному исполнителю провести опись имущества в соборе. 7 февраля 2006 года пристав в сопровождении сотрудников российского консульства пришел ко входу в собор, но внутрь его не пустили. После этого дело развивалось в юридической плоскости.
Местная православная община утверждает, что Николай II приобрел эту землю как частное лицо и, следовательно, Россия не может на нее претендовать. Другая сторона утверждает обратное. По мнению настоятеля собора отца Иоанна (Гейта), в случае возвращения в собственность России собор превратится в "антенну посольства".
Похожие страсти кипят и вокруг православного собора в Биаррице, в декабре 2004 года перешедшего под юрисдикцию Московского Патриархата; затем суд Байонны аннулировал решение, теперь дело передано в кассационный суд.
Патриархат, имеющий тесные связи с Кремлем и многочисленные источники финансирования, решил распространить свою духовную юрисдикцию на верующих и культовые сооружения за границей, пишет газета. Однако, по мнению некоторых специалистов, курс на возвращение церквей через суд обречен на поражение.
Россия не впервые стремится вернуть себе православные церкви на территории Франции, напоминает Le Monde, ссылаясь на Александра Жевахоффа, автора книги "Белые русские". Он пишет, что в 1923 году Москва уже пыталась вернуть себе собор на улице Дарю в Париже, но неудачно. Газета отмечает, что Александр Жевахофф - заместитель директора кабинета министра внутренних дел Франции, а значит, МВД пристально следит за этим делом.
Впрочем, у России в распоряжении есть и другие методы, рассуждает издание. В течение последних двух лет возросло число инициатив, адресованных российской эмиграции с целью укрепления духовных связей и каналов влияния для воздействия на власть и общественное мнение Запада.
Самый масштабный проект - строительство нового собора в Париже на набережной Бранли, который, по информации высокопоставленного французского источника, поддерживает супруга президента Медведева Светлана. Однако экономический кризис охладил пыл возможных спонсоров, заключает Le Monde.