foto.mail.ru

В конце минувшей недели правящий архиерей Барнаульской и Алтайской епархии Русской православной церкви (РПЦ) епископ Максим (Дмитриев) попросил торговые предприятия края не продавать воду "Горный источник – Крещенский". В епархии утверждают: название товара не соответствует содержимому бутылок. В компании-производителе заверяют, что вода, взятая из скважины в Горном Алтае, освящена в праздник Крещения, и обвиняют РПЦ в притязаниях на все торговые марки с "православными элементами", сообщает сегодня газета "Новые известия".

С виду товар, который появился в канун Великого поста в магазинах Алтайского края, - это обыкновенная негазированная питьевая вода. Хотя стоит она дороже обычной, но бойко раскупается. Причиной тому - надпись на этикетке, где не только подробно перечисляется минеральный состав напитка, но сообщается, что вода "Горный источник – Крещенский" разливалась в день праздника Крещения Господня и что скважина, откуда она взята, по всем правилам освящена. "Январь остался позади, длинные очереди в церковь тоже, – говорится в рекламном проспекте. – Что же делать тем, кто не смог запастись целебной водицей? Можно ждать следующего года, а можно просто отправиться в магазин... Мы позаботились о тех, кому нужна крещенская вода круглый год".

Казалось бы, такое благочестие должны были оценить в местной епархии. Однако реакция оказалась прямо противоположной. Епископ Барнаульский и Алтайский Максим (Дмитриев) направил письмо руководителям торговых сетей с просьбой отказаться от реализации воды. "Это вопиющий случай святотатства, – извещает архиерей. – Данная вода никем не освящалась, и вообще подобный способ распространения святыни совершенно недопустим".

По словам епископа, "в настоящее время рассматривается возможность обращения епархии в суд с целью пресечения беззакония". По приказу епископа Максима было проведено расследование. "Наименование не соответствует тому, что находится внутри", – заключил священник-эксперт. В ответ ему предъявили видеосъемку освящения скважины. Поняв, что химический анализ не даст чаемого результата (святая вода не отличается от обычной), эксперт придрался к словам из буклета: мол, тут у вас написано "Храни вас Господь!" – это "просто пожелание или благословение? Если благословение, то вы нарушили все церковные каноны, поскольку благословлять имеем право только мы". В компании возразили: разве слова "Крещение Господне" – товарный знак, принадлежащий только Церкви?

Производитель воды, в свою очередь, усматривает в происходящем банальные мотивы. "Мне понятна реакция Церкви, – сетует Николай Полькин, генеральный директор предприятия. – Все, что касается церковных брендов, должно принадлежать Церкви. Все, что делается сегодня, делается в целях бизнеса. Просто мы не договорились".

В самом деле, выпускалась же много лет вода "Святой источник" с автографом архиепископа Костромского и Галичского Александра (Могилева) на этикетке. По утверждению директора Института религии и общества в странах СНГ и Балтии Николая Митрохина, за это ежегодно епархия получала 250 тыс. долларов. Две марки питьевой воды бутилируются по благословению архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона (Долганова). Невдалеке от Оптиной пустыни в Калужской епархии, возглавляемой митрополитом Климентом (Капалиным), добывается вода, "освященная именем преподобного Амвросия".

Как рассказали "Новым известиям" в Роспатенте, к ним не раз приходили письма из Московской Патриархии с просьбой консультироваться в тех случаях, когда на рассмотрение будут поступать торговые марки, использующие в названиях и изобразительном ряде "православные элементы".

Напомним, что два года назад нынешний Патриарх Кирилл, который возглавлял тогда Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП), назвал недопустимыми факты использования имен православных святых и церковной символики в коммерческих целях.

"Всякое коммерческое использование святыни, конечно, кощунственно. Святыня не должна участвовать в экономическом обороте, на ней нельзя зарабатывать", - заявил православный иерарх.

По его словам, подобные попытки коммерческого использования православных святынь часто осуществляются людьми, которые "не только не являются православными, но, напротив, нередко даже не разделяют симпатий к Православной церкви".

"Святыня существует не для того, чтобы на ней зарабатывали, а для того, чтобы люди через нее могли прикасаться к Богу и чувствовать Божие присутствие", - отметил тогдашний глава ОВЦС МП.